Олег Комаров: про «оптимизацию» платежей ЖКЖ

Недавно в России началась реализация идеи компенсации льгот и выплат субсидий за ЖКХ не гражданам, а напрямую ресурсоснабжающим организациям (РСО). Нововведение комментирует глава саратовского отделения «Партии Дела» Олег Комаров.

- Изучая материалы по данному вопросу, я вижу, что сегодня находится немало чиновников и экспертов, кто «топит» за оптимизацию процесса получения субсидий - когда получатель оплачивает сразу с учетом субсидии за ЖКУ, а сама субсидия направляется напрямую в организацию ЖКХ. Дескать, счастливые граждане сэкономят на выплате комиссий банкам за переводы.

Конечно, никто не будет против любой толковой и полезной инициативы по упрощению доступа граждан к льготам по оплате услуг ЖКХ. Тем более трудно возражать против возможной экономии денег малообеспеченных льготников. Но для начала скажу так: меня настораживает само понятие «оптимизация» - мы видим, как оптимизировали наше здравоохранение и образование. Не будет ли так же и с очередной оптимизацией?

Нас завлекают тем, что льготники будут оплачивать услуги ЖКХ на 30–50% меньше их стоимости (в зависимости от льготной категории). И вот эта указанная разница в полной и льготной оплате будет подтверждаться именным электронным сертификатом. Для оформления такого сертификата гражданину необходимо будет обратиться в МФЦ, подать заявление и документы, подтверждающие право на получение мер поддержки. Можно будет обратиться и через портал Госуслуг или органы соцзащиты.

Так описывают перспективы льготников чиновники федерального Минстроя. Они обещают, что вскоре в каждом регионе будет сформирован реестр электронных сертификатов под конкретные льготные категории. Но как же, исходя их обещаний, будет выглядеть этот «оптимизированный» процесс передачи денег по льготам не самим гражданам, а РСО?

«Денежные средства по льготе будут попадать на счет поставщика услуг, а гражданин сможет получить меру поддержки в момент оплаты за услуги, что в свою очередь будет способствовать собираемости и сокращению задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Реализован будет данный сервис с последующей его реализацией не ранее 2024 года» - так говорят в Минстрое.

Под «оптимизацию» подстелили соломку надежных оправданий: мол, участились случаи нецелевых трат субсидий, которые перечисляются людям напрямую в деньгах. Якобы льготники тратят эти деньги не на ЖКХ, что часто приводит к накоплению долгов перед РСО. Возможно, бывает и так. Но, с другой стороны, если человеку, например, не хватает на еду, он же не побежит первым делом кормить энергетических монополистов и дельцов от системы ЖКХ.

Но значит ли это, что надо менее доверять людям, а более – бюрократам из РСО? Значит ли это, что надо меньше доверять ветеранам труда, инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны и другим льготникам – а надо доверить очередные миллиарды в вороватые руки дельцов от «коммуналки»? Я не исключаю, что крупные суммы субсидий будут расхищаться, как расхищались до этого триллионные суммы в системе ЖКХ.

Дельцы найдут лазейки, как вода всегда находит дырочки – в этой системе коррупция и хищения непобедимы, что доказано многолетней практикой. А потом те же коммунальные чиновники и махинаторы-концессионеры будут ныть, что в системе ЖКХ снова не хватает денег на ремонты и модернизацию, чем и станут оправдывать очередное повышение тарифов.

А ещё, на мой взгляд, изменение и «оптимизация» системы выплаты льгот приведет к тому, что некоторые граждане перестанут воспринимать это как помощь государства и станут менее дисциплинированными плательщиками за услуги ЖКХ. Вал неплатежей будет еще больше расти, то есть инициаторы новаций получат полностью противоположный результат своим надеждам и чаяниям. Это ж чистая психология, которая почему-то редко учитывается при принятии решений такого вот рода.

Мы помним ещё, как это произошло с монетизацией льгот, когда льготы, компенсированные деньгами, по сути «растворились» и в реальности, и в сознании людей. Ведь деньги от монетизации влились в общие, личные и семейные бюджеты, были вскоре съедены ростом цен, инфляцией. Люди оглянулись вокруг и поняли: ни льгот, ни денег. Тоже самое, видимо, будет и сейчас с затеей по «оптимизации» выплаты льготникам по ЖКХ.

Не слишком верится и в то, что Минстрой собирается сократить количество необходимых для получения субсидий документов, что он сам станет уведомлять граждан о том, что у них появилась возможность получить льготы. Это как бы пытаются подсластить горькую пилюлю. Такие затеи всегда напоминают мне историю с так называемым «одним окном», куда заманивали людей, мол, это облегчит вам жизнь от засилья бюрократов из тысяч кабинетов. Да, окно для приема справок-бумаг оставили одно, но собираемых справок зачастую стало больше. Так в чем был смысл?

Но что сегодня не говори, а после драки кулаками не машут. На самом деле уже есть закон, что отдельные регионы могут принимать решение о выплатах субсидий на оплату ЖКХ не напрямую гражданам, а именно поставщикам ресурсов. И там, где концессионеры-монополисты сильны, они «продавят» местных чиновников, чтобы деньги за льготы потекли на их счета, в их руки и карманы.

В подтверждение этих слов я хотел бы здесь процитировать компетентное мнение эксперта из финансового университета при правительстве РФ Оксаны Васильевой. Она предупредила, что новым механизмом могут воспользоваться не самые честные РСО (а сколько их у нас – честных, не маловато ли?). «Вопрос в том, не будет ли «мёртвых душ»? Обычно у нас, когда юридические лица получают деньги напрямую, то появляются откуда-то «мёртвые души». И очень много. Чтобы получать от государства как можно большие суммы. А потом будут возбуждаться уголовные дела по мошенничеству», — указала она.

Так что, судя по всему, именно нынешний (считай, уже прежний) вариант субсидирования льготников выглядит более привлекательным – меньше воровства и схематоза.

ОЛЕГ КОМАРОВ, доктор экономических наук