КСП выявила массовые нарушения при строительстве спорткомплекса и школы в микрорайоне «Авиатор»

Продолжаем публиковать выдержки из отчета контрольно-счетной палаты (КСП) администрации Саратова, в котором выявлена масса всевозможных нарушений при освоении бюджетных средств. Документ, представленный КСП, - настоящая бомба. Только почему-то не разорвавшаяся.

Сегодня рассмотрим пункт, посвященный внесению изменений в контракт (договор) с нарушением требований, установленных законодательством.

КСП напоминает, что в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок изменение существенных условий контрактов (договоров) допускается в исключительных случаях. Однако «муниципальные заказчики заключали дополнительные соглашения к муниципальным контрактам, изменяющие их существенные условия, без учета требований законодательства».

Так, муниципальное казенное учреждение «Капитальное строительство» в нарушение статьи ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при строительстве в Саратове спорткомплекса на пл. им. Орджоникидзе заключило с подрядчиком дополнительное соглашение от 19.10.2020, в котором изменило объемы и наименований отдельных позиций. В результате подрядчиком… в июне-июле 2020 года были выполнены работы на общую сумму 4,29 млн рублей, не предусмотренные контрактом, а заказчик «фактически осуществил закупку этих работ с нарушением установленного законодательством порядка».

Допсоглашение заключалось и на выполнение работ по строительству школы в микрорайоне К-16 «Звезда». Документ содержал «завышенную стоимость материалов, относительно стоимости тех же материалов, предусмотренных первоначальными локально-сметными расчетами к контракту и проектом, прошедшим ценовую экспертизу, что привело к увеличению расходов» - на сумму 8,12 млн рублей.

Например:

«- при строительстве школьного стадиона с футбольным полем была увеличена цена по прайс-листу на искусственный газон «Multi Grass» с 1,32 тыс. рублей до 2,32 тыс. рублей за кв.м (или на 75,7%), при устройстве баскетбольной и волейбольной площадки была увеличена цена по прайс-листу на резиновое покрытие «Мастерфайбрспорт» с 1,4 тыс. рублей до 2,1 тыс. рублей за кв. м (или на 50%);

- при устройстве дорожной одежды расценка на плиты тротуарные заменена на цену по прайс-листам, что увеличило стоимость с 0,9 тыс. рублей до 2,6 тыс. рублей за кв.м (или на 189%);

- по общестроительным работам увеличена цена по прайс-листам на профилированный лист оцинкованный, кабель силовой с медными жилами, выключатели автоматические, вентиляторы радиальные, клапаны противопожарные, вводно-распределительные устройства, и др».

Как заверяет КСП, указанные дополнительные расходы на сумму 8,12 млн рублей «не соответствуют принципу эффективного использования бюджетных средств».

Кроме того, на строительстве школы «применялись иные материалы при отсутствии обоснования их улучшенных свойств по сравнению с материалами, предусмотренными локально-сметными расчетами контракта». Это также влекло удорожание стоимости строительства.

Например, «выборочной проверкой соответствия использованных материалов по локальным-сметным расчетам по блокам А, Б, Д школы установлена замена листов гипсокартонных ГКЛ и листов гипсокартонных влагостойких ГКЛВ толщиной 12,5 мм на более тонкие ГКЛ и ГКЛВ толщиной 9,5 и 10 мм, а частично на более дешевые листы гипсокартонные огнеупорные ГКЛО (согласно примененным расценкам относительно цены листов гипсокартонных влагостойких ГКЛВ толщиной 12,5 мм листы гипсокартонные огнеупорные ГКЛО толщиной 12,5 мм дешевле в 1,2 раза, листы гипсокартонные влагостойкие ГКЛВ толщиной 10 мм дешевле в 1,4 раза). Стоимость использованных листов гипсокартонных с измененными характеристиками при отсутствии обоснования их улучшенных свойств составила 829,2 тыс. рублей».

Выросли в цене и плиты «(федеральные расценки были заменены на более дорогие прайсовые позиции, и, наоборот, в случае, если изначально предусмотренная контрактом прайсовая позиция была ниже стоимости федеральной расценки, производилась замена на федеральную расценку), что привело к удорожанию стоимости строительства объекта».

Например, при строительстве «использовались плиты железобетонные многопустотные П72.15-8Ат, стоимость которых за 1 единицу (м3) в соответствии с ФССЦ 05.1.06.14-0011 в базисных ценах составляла 1,17 тыс. рублей, а при применении прайсовой позиции возросла до 2,99 тыс. рублей, в текущих ценах стоимость увеличилась с 9,21 тыс. рублей до 23,58 тыс. рублей».
Всего в результате таких замен стоимость плит перекрытия, использовавшихся при строительстве объекта, увеличилась с 20,7 млн рублей до 37,4 млн рублей.

Благодаря еще одному допсоглашению «были изменены существенные условия контракта в части замены материалов на иные с более высокой стоимостью».

Более высокой стоимость стала при выполнении работ по кладке кирпичных стен, по обмазочной битумной гидроизоляции, по монтажу стропильных и подстропильных ферм…

«Всего в результате такой замены материалов на более дорогие стоимость принятых и оплаченных работ при строительстве объекта увеличилась на 36,9 млн рублей».

КСП отмечает, что законодательство допускает возможность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте, но при этом их цена не должна изменяться (увеличиваться).

И снова контрольно-счетная палата делает вывод о том, что увеличение стоимости «не соответствует принципу эффективного использования бюджетных средств».

Вопрос у налогоплательщиков один – а кто-то понес за это наказание?

Роман Ольхов