Олег Комаров: «Повышение тарифов ЖКХ с 1 июля – экономический и политический просчёт правительства»

Председатель саратовского реготделения «Партии Дела» Олег Комаров - о грядущих новых тарифах в сфере ЖКХ, как в России в целом, так и в Саратовской области в частности.

- Федеральное правительство допустило большой экономический и политический просчет, утвердив очередное повышение тарифов на ЖКУ с 1 июля нынешнего года. Почему я так считаю? Начну с политической составляющей. Введенные против России западные санкции, как известно, больно ударили по росту цен и на продукты питания, и на энергоносители для населения Западной Европы. Дело дошло до того, что власти Германии порекомендовали уменьшить из-за дефицита газа температуру теплоносителя в жилых помещениях на 2%. Многие наши эксперты высмеяли такие предложения.

А что ждет россиян после очередного роста цен на ЖКУ? И почему такое решение нашего кабинета министров ошибочно? Давайте говорить откровенно: из-за санкций у нас закрываются многие предприятия, люди теряют работу. Благосостояние людей в большинстве регионов не растет уже несколько лет, во многих регионах реальные доходы населении снижаются. И в этих условиях решено в очередной раз увеличить тарифы на ЖКУ! К тому же продовольственная инфляция хоть и замедлилась, за истекший с начала года период она бьет рекорды. В условиях мобилизационной экономики эти тарифы нужно было заморозить, как минимум!

Еще в 1999 году была издана книга экономиста Андрея Паршева, члена «Партии Дела», с заманчивым названием - «Почему Россия не Америка?». Книга тогда стала настоящим бестселлером. Но мы сегодня забыли многие выводы автора. Мы забыли, что Россия – холодная страна по сравнению с той же Америкой, где половина населения может обходиться весь год без отопления.

Вот простой расчет и хитросплетения на примере Саратовской области. В Саратове отопление подорожает более чем на 6%, а вовсе не на стандартные обещанные 5%. То есть, 1 гигакалория тепла для жителей областного центра обойдется в 2266 рублей. Подорожание на 139 рублей! Если бы мы платили по нормативу, а не по общедомовым приборам учета, то такие расчеты с грехом пополам можно было бы принять. Однако в прошлом отопительном сезоне многие саратовцы, проживающие в стандартных «двушках», в разгар зимы платили по счетчику за 1,5 и даже 2 гигакалории! И цены в платежках за тепло достигали 3-4 тысяч рублей. И это вам не какая-то крупная по площади квартира. Речь идет, конечно, о старом жилом фонде. Но его так много в Саратове, что от таких тарифов страдают десятки тысяч семей!

При этом, если вы заплатили по счетчику в полтора раза больше (например, за 1,5 Гкал), то для вас рост цен за тепло будет вовсе не 6,1%, а все 9%. В некоторый случаях удорожание составит и 10%, и 12%! Я молчу о том, что есть еще горячее водоснабжение, где мы имеем те же приборы учета. Кстати, рост тарифов на горячую воду с 1 июля составит в Саратове 5,9%.

Получается, что и россияне в целом, и саратовцы вынуждены ежегодно платить все больше и больше за теплоносители только потому, что они живут в холодной стране. Казалось бы, справедливо «задрать» тарифы на тепло в зажиточном Краснодарском крае. Здесь весна наступает намного раньше, чем, к примеру, у нас в Саратове. А уж для районов Большого Сочи зима – это вроде как теплая поздняя осень в нашей губернии. Но на Кубани с 1 июля за 1 Гкал местные жители будут платить 2155,52 рубля (ранее сумма была 2072,66 рубля). Примерно так же и в случае с электроэнергией, за которую население некоторых соседних с нами регионов платит меньше, чем в Саратовской области, которая является энергоизбыточной.

Кстати, в богатой Ростовской области тарифы на ЖКУ вырастут на 3,8%. И на столько же в не менее богатой соседней Самарской области. А в Ленинградской области рост цен составит еще меньше – 3,4%! В Саратовской области, напомню, на 5% и более. Кто-нибудь может объяснить такие экономические решения? Точнее – настоящие перекосы в ценообразовании. Их понять просто невозможно. Особенно учитывая тот факт, что Саратов и Саратовская область регулярно входят в ТОП-10 по социально-экономическому положению в стране, но только снизу этой таблицы.

Это равносильно тому, как, если человека с ограниченными возможностями принимали бы на работу по той же квалификации, что и здорового, но с меньшей зарплатой. В этом случае обычно говорят о социальной дискриминации. Вот и получается, что в утвержденных тарифах на ЖКУ по регионам России мы наблюдаем тоже дискриминацию.

Есть в этой проблеме еще один очень важный социальный аспект. Около 22% семей в нашем регионе просто не в состоянии платить за услуги ЖКХ. Оно и неудивительно, ведь недавно Саратовстат сообщил нам, что 335 тысяч граждан губернии (около 15% населения), имели среднедушевые доходы ниже черты бедности! Какая уж тут «коммуналка»! Как говорят экономисты, людям придется выбирать между едой и ЖКХ.

И еще один факт социальной дискриминации. Если услуги за ЖКУ для московской семьи превышают 10% от ее общего дохода, то в Саратове эта цифра составляет 22%. Вот только доходы москвичей несравнимы с саратовскими.

Итак, Россия холодная страна. И поэтому в период повальной приватизации ни в коем случае нельзя было отдавать в частные руки производство тепла. Впрочем, как и электроэнергии тоже. В итоге мы получили монополистов, которые из года в год требуют роста цен для граждан. Сегодня, когда мы в сложных экономических условиях заговорили об усилении роли государства в экономике, стоило бы подумать о том, что поставщики коммунальных ресурсов должны стать не частными, а государственными предприятиями.

Либо за ними должен быть установлен тотальный контроль со стороны власти. Не помешает тут и независимый аудит в их работе. Иначе мы никогда не одолеем монополизм в системе ЖКХ. В этом случае так и будем страдать, только не от санкций, а от собственных ошибок, от необдуманной экономической политики. 

Олег Комаров

Фото: официальный сайт "Партии Дела"