Среди событий Четырнадцатого фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания» особое место занимает приезд в наш город знаменитого режиссера, лауреата множества премий, народного артиста РФ Николая Досталя, который представлял свою работу «Монах и бес». На встрече со зрителями режиссер рассказал об истории картины и о том, над чем работает сейчас.
О фильме «Монах и бес»
Когда меня просят представить свою картину, я иногда думаю: «Вроде картина должна меня представлять, а не я ее»… Расскажу, как возник замысел. Я задумал его в 2011 году, и сложился он из двух историй. Первая – я снимал картину «Раскол» в Белозерском заповеднике, это сто километров от Вологды. Там недалеко находится Нило-Сорская пустынь, где был такой святой Нил Сорский – это IV-XV век. Наверное, это самый близкий мне святой, потому что он пропагандировал нестяжательство – то, чего так не хватает нашему обществу, нашей церкви и всему миру.
В XIX веке жил Иван Шапошников – увечный монах. Кого-то лечил, кому-то помогал, пек на кухне просфорки, там и спал. Он умер в 1860-х годах. Этот Шапошников мне как-то запомнился. А потом я по приглашению старообрядцев впервые поехал в Великий Новгород. А для них я тогда стал вообще первым человеком в искусстве кино, потому что через меня страна узнала, кто такой протопоп Аввакум, кто такая боярыня Морозова, что был такой Алексей Михайлович и Федор Алексеевич. А у нас же как – Иван Грозный, Борис Годунов и сразу же к Петру Первому. Но это – маленькое отступление.
Так вот, когда я снимал «Раскол», познакомился со многими старообрядцами. И когда я приехал, то прочитал, что в Софийском соборе лежат мощи Ивана Новгородского. А в его житие написано, что когда он пришел туда монахом, он в рукомойнике поймал беса. Бес взмолился: «Отпусти меня!». Он говорит: «Отпущу, если свозишь меня в Иерусалим, туда и обратно». И он его свозил, но стал мстить за это.
Я подумал: кто может написать сценарий? Обратился к Арабову. Он написал оригинальный сценарий, и четыре года я набирал на него бюджет, потому что государство дает меньше половины, а остальное нужно где-то добирать. Продюсер Игорь Толстунов взялся, и я снял эту картину. В прокате она никакого успеха не имела, сейчас идет разговор о продаже центральным каналам. Но они не очень хотят прайм-тайм, потому что боятся, что будет невысокий рейтинг. А мы, естественно, не хотим продавать не в прайм-тайм, потому что если картину покажут в 12 ночи, кто ее увидит?
Об оскорблении чувств верующих
Боялся. Сейчас не боюсь. Потому что когда я картину сделал, я показал различным иерархам. И что странно – представители разных направлений в РПЦ картину приняли позитивно. Например, Андрей Кураев. Из другого лагеря – владыка Тихон Шевкунов. Чаплин тоже одобрил – с юмором человек оказался. Мне сказали, что и патриарх смотрел, и сказал, что хорошая картина, вполне православный фильм. Я даже оказался в числе приглашенных на юбилее патриарха в храме Христа Спасителя. Начал смотреть – кто еще там из мира кино? Смотрю – Наташа Варлей, Володя Меньшов вместе с Алентовой и я. Так что, как видите, никого не оскорбил. И я очень рад, что никаких историй, как с «Матильдой», еще не было.
О планах
Сейчас у нас есть такой замысел – Арабов пишет сценарий для восьмисерийного фильма с рабочим названием «Тайна». История эта всем известна: это смерть Александра Первого в Таганроге. Но есть версия, что он не умер, что это была инсценировка, а он оказался в Сибири и там уже был прославлен как местный святой. И наш герой – этакий Фандорин из Петербурга – едет расследовать, его Николай посылает с секретной миссией. Вот об этом фильм. Посмотрим, что получится.
Есть еще одна комедия, называется «Лицо». Звонит мне Гена Хазанов – мы с ним дружим еще с фильма «Маленький гигант большого секса», потом снимали еще «Полицейские и воры» - и говорит: «Давай снимем еще одну, третью картину. Есть такой известный в интернете и вообще среди молодежи пародист, который пародирует Путина. Его фамилии никто не знает, но если увидят – сразу вспомнят. Это Дима Грачев. И он мне предложил такую судьбу артиста-пародиста, я даже слоган придумал: «Ты родился оригиналом – не умри копией».
И у нас этот сценарий основан на том, что ему снится: президент досрочно уходит со своего поста. И у него отбирают квартиру, с женой разрыв, ипотека и так далее. Вот такая смешная история – скорее не гайдаевского плана, а Данелия, Рязанова… Я сказал: «Гена, только давай, чтобы мы ни вправо, ни влево в политику не влезали». Когда я защищал этот проект на попечительском совете Фонда кино, у меня спросили: «А вы не боитесь чего-нибудь накаркать?». Я ответил: «Не только я не боюсь, но и он не боится». Дело в том, что у Хазанова с президентом такие отношения, что он ему рассказал этот сюжет. Тот посмеялся и говорит: «Валяйте, смешная комедия». Вот мы и пытаемся «свалять», посмотрим, что получится.
Грачев будет сниматься под своей фамилией, но биографию мы ему, конечно, подправили. Пока ищем деньги. Хоть одобрение и получили, но Абрамовичи с Вексельбергами к нам пока не бегут.
Дмитрий МАРКИН