Михаил Блинкин: возможности отечественных авиаперевозчиков упадут сильно, но упадет и спрос на авиаперевозки

«Репортер64» продолжает обсуждать ситуацию в российской авиационной отрасли с ведущими экспертами. На этот раз мы поговорили с директором Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаилом Блинкиным.

- Да, возможности отечественных авиаперевозчиков сильно упадут по вполне понятной причине. Но есть слабое утешение – спрос на авиаперевозки упадет в той же мере. Потому что спрос этот железно коррелирует не то что с уровнем благосостояния граждан, но с уровнем, так сказать, их социального оптимизма. Это когда человек свое нынешнее состояние оценивает не очень высоко, но надеется с большой долей уверенности, что завтра будет все-таки лучше.

Так что будет у нас некоторое равновесие на весьма невысоком уровне. В доковидный период авиаперевозки были очень быстро растущим сегментом. Но сейчас наступила новая реальность, с которой уже ничего не поделать.

Наши нынешние самолеты все из лизингового парка, и да, скоро его у нас не будет. Какое-то время летать будет можно, но качество перевозок, их безопасность будут все ниже. Но минимизирующийся потребительский спрос все-таки можно будет удовлетворять еще какое-то время.

Выживание же авиаотрасли в целом будет зависеть от тех или иных форматов государственной поддержки. Часть из них уже была опробована во время пандемии, в рамках принимаемых государством мер, и я думаю, что и сейчас государство сочтет своим долгом позаботиться об авиаперевозчиках.

Иван Орлов