Изгой

В музее Радищева открылась выставка работ Анри де Тулуз-Лотрека. Потомок древнейшего и знатного рода, он считал себя чужаком среди людей из-за положения, данного ему при рождении. Из-за физического недуга он называл себя калекой. Скандальный и неординарный человек своего времени.

Родившись в графской семье, Анри де Тулуз-Лотрек предпочитал общаться с проститутками, циркачами, певцами кабаре, танцовщицами. Именно они и стали главными героями его художественных произведений.

52 работы, выставленные в музее, это литографии, которые были отпечатаны в 20-м веке после смерти художника. Печатной формой литографии является камень, на который наносят изображение жирной литографской тушью или карандашом. То есть художники могли просто рисовать, а не вырезать изображение на металле или дереве. Печатались литографии в тех же типографиях, где заказывал их сам Лотрек.

- Этот художник не так знаменит в России, как его современники Роден или Ренуар, - говорит искусствовед Радищевского музея Лидия Красноперова. – Но его творчество современно и актуально. Его взгляд удивителен и современен. Он не смотрит на жизнь сквозь розовые очки. Он видит и хочет показать всю правду жизни. К такому восприятию Лотрека побудило его физическое несовершенство.

Сам Тулуз де Лотрек говорил, что если бы он мог, то отдал весь свой дар, чтобы быть здоровым и выезжать на прогулки в Болонский лес как другие молодые люди. Последний наследник знатного рода, он был надеждой семьи. Но Лотрек предпочел высший свет публичным домам, цирку, кабаре. Его взгляд на мир удивительный. Он не осуждает героев своих картин. Да, порой мастер ироничен, но едкому сарказму здесь места нет.

- Представитель Парижа конца 19-го века, он создал более 700 удивительных полотен, - говорит искусствовед, представляющий организатора выставки «АРТ-ЦЕНТР» Ирина Костерина. - Здесь находится малая часть его работ, мы постарались отобрать наиболее характерные произведения Лотрека в картинах, афишах, рекламе. Он прожил короткую жизнь – без двух месяцев 37 лет. Один из основателей постимпрессионизма, его авторские приемы были новыми, прогрессивными. Он шокировал своим образом жизни, как одевался, кого и как изображал. Его герои – дамы полусвета, обитательницы публичных домов, танцовщицы, певцы, выступавшие в кабаре, не воспринимались респектабельной публикой Парижа. На выставке его работы условно разделены на три блока – тонкие рисунки, что называется «для себя», большой блок касается жизни ночных бабочек и третий – рекламные плакаты. Он стал законодателем рекламных художественных приемов, которые используются и в современном мире. Сегодня все это можно видеть в нашей рекламе – яркость, динамичность, несколько цветовых пятен для лучшего восприятия.

Лотрек писал на очень щепетильные темы. Он буквально жил в публичных домах и отлично был знаком с его обитательницами. В проекте «Они» представлен необычный взгляд на сложную и скользкую, тему. Подход художника личностный и даже трепетный. Он изображает девушек не за работой, а в бытовых ситуациях. В его полотнах нет ни тени осуждения.

Клоунесса Ша-У-Као привлекала Лотрека своим талантом, неординарностью. Она занялась традиционно мужской профессией и на одном из полотен изображена в откровенно мужской позе. Если вспомнить, что она была нетрадиционной сексуальной ориентации, все встает на свои места. Ша-У-Као была единственной танцовщицей в «Мулен Руж», о которой лестно отзывался Валантен ле Дезоссе, более известный как Валентин Бескостный. Из-за соответствующего заболевания он обладал фантастической гибкостью.

Именно он изображен на одной из самых первых и знаменитых афиш Лотрека, посвященной «Мулен Руж». Бескостный был завсегдатаем кабаре. В паре со своей партнершей Ля Голу, которая изображена рядом, они были настоящими звездами кабаре. Кроме того, на рисунке нарисованы яркие желтые круги. Это электрические лампы. А электричество в «Мулен Руж» – первое в Париже. Лотрек очень любил технические новинки, следил за ними. Не случайно у него есть на афишах велосипеды, фотоаппараты.

- Его афиши и плакаты новаторские, - продолжает Ирина. – Мне, как специалисту, изучающему в том числе и японскую гравюру, очень приятно отметить, что корни уходят туда – темная широкая линия, динамичный, разнообразный контур. У него эта линия то резкая, ломанная, то мягкая, плавная. Соединение локальных цветовых пятен придает динамизм этой композиции и отвечает основным рекламным принципам.

Тонкая лиричная душа художника проявляется в таких произведениях как «Пассажирка № 54». Тулуз де Лотрек путешествовал с другом на юг Франции и на палубе теплохода увидел девушку в шезлонге. Она ехала к своему мужу. Лотрек влюбился в нее и очень нежно передал свои чувства в картине.

Лотрек, работая над очередным произведением, буквально преследовал своего героя, бродя за ним по пятам. Когда же произведение было готово, Лотрек терял к недавней пассии весь интерес.

Певец Аристид Бриан покорил Лотрека своим характером. Он происходил из простой крестьянской семьи. Крупный мужчина был певцом в кабаре, исполнял свои песни на специфическом жаргоне. При этом никогда не прогибался перед публикой. Выступал в черном длинном плаще, широкополой шляпе и красном шарфе.

Эта выставка, представленная ООО «АРТ-ЦЕНТР» (Санкт-Петербург), уже экспонировалась в музеях Иркутска, Хабаровска, Владивостока. Следующим пунктом после Саратова будет Калуга.

Ольга ЛЕТУВЕТ