Super Instrumental: виртуозы-изгои

На проспекте Кирова в Саратове запретили выступать коллективу, который уже успел приучить горожан и туристов к хорошей музыке.

1
К уличным музыкантам у нас все еще принято относиться с некоторой долей сочувствия или снисхождения. Мол, не доросли ребята до настоящих профи, вот и занимаются самодеятельностью для пропитания. И даже если ухо заподозрит высокий уровень исполнителя, то сомнения останутся: что-то тут не так. Между тем, музыканты Super Instrumental, работавшие до недавних пор у торгового центра «Манеж», реально профессионалы. Как выяснил «Репортер», у коллектива большие планы, а у музыкантов в биографии имеются весьма незаурядные факты.

2
Именно улица показывает, чего ты стоишь на самом деле, уверен Сергей Перельштейн, бывший импресарио звезды советской эстрады Валерия Ободзинского, а ныне руководитель Super Instrumental. Взрослый мужчина в кепи и с акустической гитарой. Чем-то напоминает Петра Тодоровского (кинорежиссера и приличного гитариста).

Родом из Ярославля, где получил музыкальное образование и создал ансамбль. В 1984 году на конкурсе патриотической песни «Красная гвоздика» (г.Ярославль), где основным требованием было исполнение произведений патриотический тематики, ребята исполнили композиции Баха, Моцарта и Паганини, за что их руководитель с формулировкой «несоответствие устоям общества» был внесен ответственными людьми в черный список.

Пришлось уехать из города. Так Сергей оказался в Саратове. Работал преподавателем в музыкальных школах №3, №12 и в Центральном Дворце пионеров по классу гитары. Некоторые уроки муз. литературы проводил в своей однокомнатной квартире на 2-й Дачной, в которую набивалось до тридцати человек, причем не только учащихся музыкальной школы. Видимо, притягивала нестандартная методика обучения.

- Прослушивание произведений Баха требует как минимум полуторачасовой подготовки: создается внутренний настрой, сначала идут эстрадные композиции, затем эстрадно-классические и только потом сама классика, - поясняет Сергей.

Находясь в саратовской музыкальной тусовке, Перельштейн заметил, насколько неприспособленными к жизни бывают многие талантливые музыканты. Как, например, гитарист Сергей Зубовленко, аккордеонист Валерий Арафаилов. Таким обязательно нужно помогать и отдача будет.

- Гении! Думаю, Арафаилову в мире не было равных! Говорю руководству филармонии: у вас же музыкант великий, товар валютный, зарабатывайте! Увы...
В общем, продал я квартиру и уехал с Арафаиловым в Москву. Шел 1992-й год. Записали несколько вещей на лучшей столичной студии MS-MAX, еще несколько в студии у Аллы Пугачевой. 

В Театре Эстрады десятиминутное выступление Арафаилова вызвало такой фурор, что через два дня поступило приглашение выступить в Кремле перед президентом. А известный политик Николай Травкин, услышав его выступление, помог ему получить квартиру в Москве, - вспоминает Сергей.

3
Вскоре судьба свела занявшегося всерьез шоу-бизнесом Перельштейна с мега-звездой прошлых лет Валерием Ободзинским. 
- Я взялся организовывать концерты для Валерия, в которых участвовали также Арафаилов и другие талантливые музыканты. Три года мы гастролировали по стране. Выступали на разных площадках, в том числе и в структурах Газпрома, но в итоге от сотрудничества со звездой пришлось отказаться. 

Однажды сломался штатный автобус, а на арендованном «Икарусе» Ободзинский наотрез ехать отказался. Времени на поиск отдельного автомобиля, практически не было. До концерта оставалось всего несколько часов…  А до Воронежа, где должен был состояться концерт, путь не близкий. Концерт был сорван. 
Валерий и тогда по своему уровню был уникальным певцом, хотя и не знал нотной грамоты. Но изменилось время, требования, а он к этим переменам привыкнуть не смог. Или не захотел. Самолюбие было очень большое …

4
Данил Перельштейн. Длинноволосый парень 21 года от роду, с электрогитарой. Участник федерального музыкального проекта «Призвание», продвигающего талантливых исполнителей, «обладающих высоким исполнительским мастерством и богатым духовным потенциалом» (продюсер - Сергей Жемчужный).

Окончил 67-ю саратовскую школу, увлекся музыкой. Сказались влияние отца и его коллекция, в которой насчитывалось более тысячи пластинок и компакт-дисков – эстрада 60-80-х, «Пинк Флойд», «Саинт Прё», «Лед Зеппелин», лучшие гитаристы – Ричи Блэкмор, Сантана, Гэри Мур …

- В 14 лет он взял в руки гитару, в 16 сделал первую запись. Обучать его стал, конечно, сам. Считаю, что 99% успеха здесь – желание и самообразование. Но корочки нужны, поэтому сын поступил сразу в два учреждения – Музыкальное училище и Училище культуры. В итоге выбрал второе, где проще учиться и остается больше свободного времени для занятий на гитаре, - аргументирует Сергей Перельштейн.

- Как-то в начале лета произошёл такой случай. Играем на проспекте. Недалеко от нас стоит мужчина и пристально наблюдает за Данилом. Затем подходит, жмёт ему руку и говорит: «Классно, парень, играешь. Вот тебе мой номер телефона, позвони. Хочу подарить тебе инструмент». Этим инструментом оказалась знаменитая гитара Ibanez.

Аналогичный случай произошёл в августе в Ярославле. После выступления, подходит женщина в возрасте и говорит: «У меня муж был музыкант. Умер 3 года назад. Он был поклонником Блэкмора. Играл его композиции. От него остались электрогитара Фендер и комбик Маршал. Хочу тебе их передать - ивое исполнение Блэкмора меня поразило».

5
Александр Чесноков - солидный мужчина за клавишами. С Перельштейном-старшим познакомился в пору преподавательской деятельности – он тоже обучал детей в 12-й музыкальной школе, но игре на фортепиано.

- Когда я после долгих лет по семейным обстоятельствам вернулся из Москвы в Саратов, то первым делом стал разыскивать Сан Саныча, чтобы создать совместный проект с участием его и Данила, - рассказывает Сергей. - Ведь Чесноков – уникальный пианист-импровизатор! Если он входит в раж, то творит такие чудеса, что потом сам себе удивляется. При этом людей такой драйв завораживает. 

Но найти его было непросто. Хорошо, что помог Дмитрий, известный всему Саратову скрипач, который тоже работает на проспекте Кирова. Он-то и дал мне телефон Сан Саныча. Оказалось, что музыкант такого класса работает простым настройщиком в Энгельсе! Такие времена…

Знаете, есть музыканты, тоже обладающие потрясающей техникой, но их игра не трогает. Потому что она не от души, звучит не искренне. У Сан Саныча все именно от души, откровенно. И все без нот, по памяти! Не случайно в числе слушателей и поклонников Чеснокова были такие личности, как Борис Ельцин, Сергей Иванов, Олег Табаков, Дмитрий Аяцков, Борис Березовский, Людмила Зыкина, Евгений Примаков-старший…

6
Сергей Перельштейн убежден: живая реклама самая эффективная. Именно поэтому для развития проекта было принято решение выступать на улице. Чтобы при помощи саратовцев скорректировать репертуар для записи альбомов и концертной деятельности. 

Но найти точку на проспекте оказалось делом непростым. В Саратове, как известно, культура уличных концертов отсутствует. Помогла случайность – управляющий ТЦ «Манеж» Евгений Бахотский оказался одним из учеников Перельштейна и хорошо помнил те самые уроки многоступенчатого постижения классики. Так у проекта Super Instrumental появилась точка для работы и помещение для хранения аппаратуры.

7
Через определённое время живая реклама стала давать результат – трио оценили. В Саратове премьера проекта Super Instrumental состоялась 22 мая в Доме офицеров – аншлаг! Затем Саратовский аграрный университет. Коллектив стали приглашать на различные мероприятия. Стали подходить люди с предложениями о концертах и записях в Москве. Начались поездки по стране: Москва, Сочи, Череповец, Ярославль….

- 25 сентября мы были приглашены для выступления на международном симпозиуме Saratov Fall Meeting-2018 в СГУ.  Пригласил Тучин Валерий Викторович, завкафедрой оптики и биофотоники. В числе участников были американцы, поляки, китайцы, корейцы, итальянцы, латыши и др. Не стану скромничать, нам удалось завести и эту публику! – говорит Сергей Перельштейн.

Деньги же, которые бросают музыкантам горожане и туристы на проспекте Кирова, служат, по словам их руководителя, прежде всего, наглядным показателем реакции слушателей на исполнение той или иной композиции. К слову, в числе лидеров саратовского проспекта – Bei mir bistu shein 1932 года (еврейского композитора Шалома Секунды), «Дом восходящего солнца», «Ночным Белградом», «Листья жёлтые», малоизвестные в России композиции Раймонда Паулса. А вот старые американские хиты на вроде «Хэллоу, Долли», почему-то не пошли.

8
Все бы хорошо, но кому-то музыка коллектива Super Instrumental показалась только лишь громкой. Начались жалобы, бесконечные проверки, протоколы. И хотя закон о тишине музыканты не нарушали, работая всегда в положенное время суток, недоброжелателям в итоге удалось своего добиться. С проспекта трио убедительно попросили.

Что дальше? Нет сомнений, что без Саратова музыканты обойдутся. В смысле, без уличной работы. Скоро очередные гастроли по городам, новогодние мероприятия в Москве, запись первого альбома…. В общем, есть людям, чем заняться. 

Саратов без них тоже, безусловно, проживет. Как раньше. Да, можно пойти по этому, привычному для нас пути периферийных обывателей. А можно сделать небольшой шаг в сторону цивилизованного мира, где уличная музыка – дело обыденное и популярное. Между прочим, в Москве точка у метро стоит 5 тысяч рублей в месяц. Что же мешает в Саратове обозначить свои точки (там, где музыка не будет мешать жильцам) и продавать лицензии?

Или наш город намерен и дальше во всем стараться отстаивать статус дремучей провинции? Ну, вот и проверка для местных властей. Министерство культуры, профильный городской комитет, мэрия. Данная ситуация - не повод ли продемонстрировать, что власть вам дана не только, чтобы запрещать, писать формальные отчеты, проводить дежурные скучные мероприятия? 

Проявите демократичность, современный подход, креатив, в конце концов. Появился луч света в темном царстве, чего проще нажать выключатель. А может, пусть себе светит? Глядишь, другие лучи появятся и постепенно жить как-то светлее станет….

Юрий САВЕЛЬЕВ