Олег Комаров назвал главные проблемы госбюджета на 2025 год

На минувшей неделе Госдумой был принят в третьем чтении бюджет РФ на 2025 год. Нюансы главного финансового документа страны прокомментировал президент «Русского экономического общества», доктор экономических наук, профессор Олег КОМАРОВ.

«В конце октября я принял участие в прошедшем в Госдуме круглом столе «Бюджетная политика как фактор технологического развития». Мероприятие проводилось накануне заседания федерального парламента по вопросу принятия проекта госбюджета на 2025-2027 годы в первом чтении. В обсуждении под эгидой ЛДПР приняли участие представители политических партий, экономисты, предприниматели, эксперты, общественники.

В своем выступлении я затронул три вопроса. Первый – доходная часть бюджета. В 2024 году она составила 36,1 трлн рублей, на 2025 год запланировано 40,3 трлн. То есть предусмотрен заметный рост. За счет чего в первую очередь? Об этом говорится в пояснительной записке к проекту бюджета. Во-первых, за счет увеличения налогов – с января вырастет налог на прибыль, НДФЛ и так далее. Во-вторых, за счет поднятия различных штрафов, в-третьих, за счет увеличения тарифов естественных монополий.

Я попросил во время принятия бюджета Госдумой обратить внимание депутатов и профильных чиновников на то, что на местах также может произойти повышение региональных налогов, штрафов и тарифов. В итоге суммарная нагрузка на граждан и бизнес может достигнуть таких величин, что предприятия просто начнут закрываться, а общий уровень экономики падать. Я привел в пример Саратовскую область, где кадастровую стоимость имущества увеличили в текущем году в десятки раз! Из-за этого самым большим бременем для предпринимателей стал именно налог на имущество.

Говоря о предстоящем росте тарифов ЖКХ, я отметил, что население и так плохо справляется с платежами – количество должников неуклонно растет. Об этом говорят официальные данные. Так есть ли смысл в 2025 году увеличивать на людей эту нагрузку и множить число должников? Может, стоит для начала разобраться с долгами за 2024 год? Вновь упомянул я свою родную Саратовскую область, когда затронул тему увеличения штрафов. Местные власти запланировали собрать с их помощью в 2025 году 2,1 млрд рублей. То есть нарушения еще не допущены, а увеличение суммы уже заложено.

Вторым вопросом я коснулся расходной части бюджета, которая тоже увеличена с 39,4 трлн рублей в 2024 году до 41,5 трлн в 2025 году. Само себе это позитивно. Но в социальном блоке – падение с 7,8 трлн до 6,5 трлн. А разве мы в текущем году решили все проблемы, накопившиеся за годы в здравоохранении, образовании и других социальных сферах? Не станет ли системных проблем только больше, если сократить расходы?

Третий вопрос, на который я обратил внимание – межбюджетные отношения. Речь о том, что бюджеты на местах значительно меньше требующихся, поскольку муниципалитетам достается лишь небольшая часть от собранных налогов. В Саратове 16-17 муниципальных программ, а, судя по отчетам чиновников, ежегодно удается реализовать не более 2-3 программ. Мол, программы-то хорошие, но денег нет. Потому что город собирает налогов на 140-150 млрд рублей, а годовой бюджет лишь 41 млрд. Не пора ли пересмотреть такое соотношение? Это сегодня волнует многих, особенно в регионах. Знаю, что со мной согласны даже чиновники.

Безусловно, в течение следующего года в главный финансовый документ будут вноситься коррективы. В первую очередь это будет связано с инфляционными процессами и повышением ключевой ставки ЦБ. Эти два процесса взаимосвязаны. Повышая ставку, Центробанк поясняет, что это способ борьбы с инфляцией. Я с уверенностью заявляю, что рост ставки не только не останавливает инфляцию, но и разгоняет ее, поскольку провоцирует рост цен на товары и услуги. Так считаю не только я, но и многие российские экономисты. Они отмечают, что повышение ставки не способствует развитию экономики, ставит в сложную ситуацию многие предприятия. В выигрыше остаются только банки», - отметил Олег Комаров в ИНТЕРВЬЮ «Русскому раскладу ТВ».

Подготовил Антон Круглов