Сергей Храмов: почасовой МРОТ недобросовестные работодатели могут использовать для экономии на зарплатах

Кабмин предложил установить в России минимальную зарплату в час. Пункт об обсуждении данного вопроса включен в предложения к проекту Генерального соглашения между правительством, работодателями и профсоюзами на 2021-2023 годы. Экспертам предстоит вычислить минимальную стоимость часа. Как уточняется, если при расчетах отталкиваться от МРОТ, она будет различаться в зависимости от региона и месяца.

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировал генеральный инспектор труда общероссийского объединения профсоюзов «Союз профсоюзов России» Сергей Храмов:

- В целом я к этой идее отношусь положительно. Однако при ее реализации следует учитывать несколько нюансов, поскольку в ней есть свои подводные камни. В частности, как мне кажется, необходимым условием принятия почасовой оплаты труда должна быть гарантированная занятость работника в течение рабочего дня. А то некоторые ретивые работодатели решат поставить работника перед таким раскладом: ты сейчас поработай два часа, потом погуляй тоже часика два, потом опять приходи на работу на два часа, а потом уж я тебе за отработанное честно заплачу. Сейчас это хитро решается переводом работника на полставки и на четверть ставки, а тут появится легальная возможность платить ровно впритык.

Но есть в идее и положительные моменты. Во-первых, минимальная почасовая оплата предполагает стоимость отработанного рабочего часа куда большую, нежели действующая сейчас минимальная месячная оплата труда. Что такое нынешний МРОТ, разделенный на количество рабочих часов – 160? Около 70 рублей, стоимость примерно ста граммов колбасы – кто позарится работать за такие деньги? 

Во-вторых, минимальная почасовая оплата труда придется очень кстати там, где труд оплачивается по схеме суммированного учета рабочих часов – это действует, например, в отношении водителей, продавцов и других категорий работников. Им будет гораздо выгоднее получать при такой оплате труда зарплату во время вынужденных простоев, отпускные и некоторые другие виды выплат. 

И в-третьих, введение минимальной почасовой оплаты автоматически ликвидирует порочную практику оплаты труда под видом премиальных и стимулирующих выплат - ну кто и как рассчитает стимулирующую выплату за час работы?

Минимальную почасовую оплату труда практикуют во многих развитых странах – в США, Германии, Израиле. Правда, и там она куда выше, нежели среднемесячный прожиточный минимум: в Израиле – 29 шекелей, в США – 15 долларов. Кстати, Международной организацией труда установлен минимальный почасовой размер оплаты труда для всех стран в мире, вплоть до слаборазвитых африканских государств - 3 доллара в час. У нас пока, исходя из месячного МРОТ, это около 1 доллара.

Мне кажется, подходить к реализации этой идеи следует в несколько этапов. На первом следует ввести почасовую оплату в отношении суммарного учета рабочего времени, как я уже сказал. Потом следует поправить 133 ст. прим ТК РФ. Сегодня в ней утверждается, что субъекты РФ вправе вводить свой региональный МРОТ (не ниже, правда, федерального), но не в отношении организаций, финансируемых из федерального бюджета (таковыми, например, являются почти все региональные вузы). И хотя они финансируются из федерального бюджета лишь частично, получая параллельно финансирование из бюджета регионального, региональный МРОТ на них уже не распространяется. Это несправедливое положение дел, и его следует исправить.

Я не знаю, будет ли реализована данная идея и в каком конкретно виде – в том ли, как ее формулирует фракция ЛДПР, с минимальной платой 150 рублей в час, или в виде 1/160-й части среднемесячного МРОТ, что, конечно же, положения дел не меняет. Но менять его нужно, иначе недобросовестные работодатели, сегодня ищущие различные лазейки в трудовом законодательстве, чтобы сэкономить на работниках и их зарплате, завтра развернутся в полную силу.

Подготовил Иван Орлов