27 августа 2007 года, десять лет назад, ушёл из жизни выдающийся цирковой артист, один из лучших русских дрессировщиков хищных животных Вальтер Запашный. Ушёл через три недели после окончания семейных гастролей Запашных в Саратове. Город на Волге стал последней точкой в его богатом и разнообразном гастрольном маршруте. А ведь его блестящая артистическая карьера когда-то и началась с тревожного, хмурого, ощетинившегося зенитками на куполе военного саратовского цирка…
Истоки
Родоначальником династии Запашных был отец Вальтера – Михаил Запашный. Он работал грузчиком на пристани города Ейска, когда его увидел за работой знаменитый цирковой борец Иван Поддубный. Восхищённый силой Запашного Поддубный пригласил его в цирк. Михаил выступал сначала как борец, затем вместе с партнёром создал два самостоятельных номера: силовую акробатическую пару «Римские гладиаторы» и номер меткой стрельбы из мелкокалиберной винтовки «Акробаты-снайперы». Афиши звали их громким цирковым псевдонимом – «Мильтонс».
Михаил женился на Лидии Томпсон, девушке из цирковой семьи, дочери клоуна и музыканта Карла Томпсона. В этом браке родилось шестеро детей: пятеро сыновей – Борис, Сергей, Вальтер, Игорь, Мстислав и дочь Анна.
Вальтер Михайлович родился 2 апреля 1928 года. Отец купил дом в Ленинграде, где и поселилось семейство. Михаила Запашного призвали в армию ещё в 1939 году – на Финскую кампанию. А потом началась Великая Отечественная… На фронт отправился и старший сын Борис, чтобы вскоре сложить свою голову в боях за Отечество.
Когда вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады, дети оставались в городе с бабушкой – мама, Лидия Карловна, была на гастролях. К настигшему вскоре ленинградцев голоду для Запашных прибавилась ещё и бездомность – их дом сгорел во время бомбёжки. Новым домом для пятерых детей стала цирковая гримуборная – «гардеробная № 10» в цирке на Фонтанке. Детей берегли, как могли, но, едва представилась возможность, в 1943 году по льду Ладожского озера, по «Дороге жизни» вывезли из города и отправили к маме.
В тот момент Лидия Запашная с коллективом дрессировщика Юрия Дурова-старшего гастролировала в Саратове.
«Маяк в бушующем море…»
Путешествие пятерых «циркачат» по военной Волге на барже, набитой эвакуируемыми людьми и домашним скотом, среди бомбёжек и пожаров превратилось в долгое, тяжёлое и опасное приключение.
Вот как вспоминал о нём младший брат Вальтера, Мстислав Михайлович Запашный, в своей книге «Цирк: боль и радость моя»:
«Добраться до Саратова оказалось очень непросто. На одном из участков реки немцы разбомбили идущую нам навстречу нефтеналивную баржу. Представьте себе картину: навстречу вам движется огненная река. Несдобровать бы нам, не окажись на судне опытного и решительного капитана. Увеличив до максимума скорость, выбрав подходящий участок береговой полосы, он выбросил баржу на берег. Это, конечно, был не «Титаник» в своей предсмертной агонии, но и у нас не обошлось без паники и давки, дичайшей неразберихи, после которых далеко не все ступили на берег живыми и невредимыми.
Не просто и не сразу добрались мы до саратовского цирка, который, как маяк в бушующем море, светил нам в пути…»
В суматохе эвакуации дети потеряли бабушку и остались одни. Вальтер и Сергей как старшие сполна ощутили на себе ответственность за младших братишек и сестрёнку.
Юное поколение Запашных преодолевало все возникающие трудности, не забывая настойчивых наставлений бабушки: что бы ни случилось, любыми правдами и неправдами добраться до Саратова, а там – искать цирк…
В военном Саратове
В саратовском цирке шла программа под художественным руководством известного дрессировщика Юрия Дурова-старшего. Лидия Карловна Запашная работала в номере «Меткие стрелки» с партнёром мужа Георгием Мельченко.
Военный Саратов не знал ужасов голода блокадного Ленинграда, но до сытости было далеко. Семья Запашных по меркам военного времени не считалась бедствующей – за мужа и отца-фронтовика им полагались продуктовые карточки. Но голодные дети каждый день хотели есть, не подозревая о своём относительном «благополучии»…
Чтобы прокормить детей, Лидия Карловна после своей основной работы в цирке по ночам ходила разгружать баржи и вагоны, подрабатывала на хлебозаводе. Возвращаясь в цирк за полночь, делила на порции свой заработок: краюху хлеба, щепотку-другую крупы или жмых – скудное лакомство военной поры и подкладывала под подушки детям. Они привыкли, что каждое утро их ждёт там что-нибудь съестное, но младшие даже не догадывались, какое ценой достаётся это матери…
Дети в семье Запашных готовились к будущей артистической карьере с раннего детства. Братья не прекращали заниматься акробатикой, физическими упражнениями, силовой и прыжковой подготовкой – за этим как самый активный и влиятельный из старших следил Вальтер. Чаще всего «жертвой» его акробатическо-педагогических опытов становился младший брат Славик. От природы очень способный – лёгкий, ловкий, подвижный, с хорошим чувством баланса, он быстро научился уверенно «выжимать» акробатические стойки на руках на любой, даже самой неудобной поверхности.
Пятилетний Славик стал отличным партнёром для пятнадцатилетнего Вальтера. Заметив успехи ребят, взрослые артисты стали брать их с собой в концертные бригады для выступления перед ранеными в саратовских госпиталях. Изувеченные бойцы всегда с энтузиазмом принимали юных артистов. За работу благодарили едой, гостинцами – первыми профессиональными «гонорарами» братьев.
А уж когда номер Вальтера и Мстислава Запашных в жанре вольтижной акробатики (когда руки «нижних» акробатов становятся «площадкой» для прыжков акробатов «верхних») был включён в программу саратовского цирка, ребята могли гордиться собой – полагающаяся им зарплата была ощутимой помощью большой семье.
Так, на манеже саратовского цирка начали свой творческий путь два выдающихся артиста русского цирка – Вальтер Запашный и его брат Мстислав Запашный.
Дорогой славы
Дальше семью Запашных ждало чудесное воссоединение с отцом, на которого пришла «похоронка» - в Одессе 9 мая 1945 года. Гастроли в московском Цирке на Цветном бульваре в 1947 году, ставшие настоящим триумфом юных артистов. Народный артист Российской Федерации Александр Калмыков рассказывал, что после выступления Вальтера и маленького Мстислава позвал в свою ложу Сталин, подарил огромную коробку конфет и сказал: «А спать мальчики должны ложиться вовремя» (цирковые представления в то время заканчивались поздно, а номер братьев завершал программу как самый «ударный» аттракцион)!
В 1954 году номер был изменён и расширен, в него вошли все четверо братьев и сестра Анна (позднее её заменила дочь старшего брата Сергея – Нонна). Их уникальные трюки стали новым словом в вольтижной акробатике. В 1957 году Вальтер вместе с братьями и сестрой получил золотые медали на 6-м Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве.
С 1958 года Вальтер Запашный – дрессировщик крупных хищников семейства кошачьих. В его большую смешанную группу входили бенгальские и уссурийские тигры, африканские львы, пантера и рысь. Аттракцион «Среди хищников», выпущенный в 1961 году, с отчаянной смелостью совмещал в себе трюки классической дрессуры, акробатики и эквилибристики. Животные летали на трапециях, дрессировщик раскачивался на тросе над «ковром» из хищников, впервые был показан зрителям прыжок с одного ренского колеса на другое верхом на льве!.. В 1964 году новый аттракцион стал лауреатом Всесоюзного конкурса циркового искусства.
Вальтер Запашный объехал с гастролями весь Советский Союз, всюду собирая полные залы, вызывая гром оваций, бурю восторгов, восхищения, изумления, покоряя взыскательные взгляды профессионалов и сердца простых зрителей.
В период с 1967 по 1975 год его партнёршей была первая жена – Марица Михайловна. С 1975 года в клетку вошла вторая жена – Татьяна.
В 1991-1996 годах дрессировщик на длительном контракте находился в Китае, не только радуя местную публику работой своего аттракциона, но и помогая готовить номера местным дрессировщикам.
Вальтер Запашный прожил насыщенную жизнь. Он и его подопечные снимались в художественных фильмах, охотно участвовали в телепередачах и видеосъёмках.
Артист стал автором двух книг – пособия «Вольтижная акробатика» (Москва, 1961) и книги воспоминаний. Последнюю он назвал словами «Риск, борьба, любовь» (Москва, 2002) - в них для него было заключено всё, что «придаёт жизни вкус».
Последнее лето
Летом 2007 года семья Запашных приехала с гастролями в саратовский цирк. На манеже работали сыновья Вальтера Михайловича – Эдгард и Аскольд. Жена Татьяна Васильевна взяла на себя организационные вопросы.
Сам великий дрессировщик уже не входил в клетку и не появлялся перед зрителями. Он перенёс два инсульта, и здоровье его находилось в тяжёлом состоянии.
Кто-то недоумевал: зачем было куда-то везти старого больного артиста? Но здесь он был рядом со своими близкими людьми, окружён любовью, вниманием и заботой, по-прежнему «внутри» родной и необходимой ему, как воздух, атмосферы цирка.
5 августа гастроли династии Запашных закончились, и Вальтер Михайлович вместе с семьёй покинул Саратов. Навсегда.
… Десять лет прошло со дня смерти Вальтера Запашного, а эта фамилия не исчезла с саратовских афиш. Не раз приезжала в наш город с гастролями старшая дочь артиста – дрессировщица крупных собак, пантер и леопардов Марица Вальтеровна Запашная.
Саратов стал счастливым городом и для Эдгарда и Аскольда. Здесь в 2003 году они отпраздновали победу в Международном конкурсе циркового искусства.
Успешно работает на манеже старший внук Вальтера Запашного – Дан. В Большом Московском государственном цирке на проспекте Вернадского состоялся дебют маленьких внучек – Евы и Эльзы.
Наследники славы и таланта Вальтера Запашного пишут новые страницы истории своей удивительной семьи, великого русского циркового искусства. Он мог бы гордиться своими продолжателями, а они – ещё раз вспомнить его слова о пути к успеху:
«Я работал в цирке, но жизнь кидала меня, горемычного, из одного жанра в другой. Правда, я оставался верен заветам старших Запашных и стремился во всём быть лучшим… Я всесторонне развился, стал по-настоящему универсальным артистом, любимым публикой и уважаемым в профессиональной среде. Стиснув зубы, я всё-таки настойчиво шёл к достижению своей мечты…» Той самой мечты, которая победно «улыбнулась» ему оскалом золотистого тигра с цирковой афиши…
Ольга Жогло,
сотрудник Музея Саратовского цирка,
член Союза журналистов России