Призраки музея краеведения

Совсем скоро Саратовский областной музей краеведения отметит свое 130-летие. В его стенах проходили интересные выставки, встречи с потрясающими людьми, реализовывались самые невероятные проекты. И как положено музею с таким статусом, есть у него своя тайна, которую бережно хранят сотрудники и передают ее новичкам едва ли не шепотом. Потому что о таких вещах, как призраки, громко говорить не принято.

Сигнализация и ночные путешествия

Некие метафизические явления в музее наблюдаются на протяжении вот уже нескольких лет. О призраках беседуем с заведующей отделом развития музея Светланой Кожевниковой в зале, посвященном Петру Аркадьевичу Столыпину. Это постоянная выставка с подлинными экспонатами. Здесь находится подлинное кресло за номером пять, привезенное из киевского театра. То самое, в которое он, тяжело раненный, упал после нападения террориста Дмитрия Богрова. Если приглядеться, можно даже увидеть следы крови. Кровь есть и на шинели, которой накрыли Столыпина. Она тоже представлена в этом зале.

- В 2006 году по электронной почте к нам из Киева пришло письмо с просьбой предоставить театральное кресло №5 для испытания участников украинской версии «Битвы экстрасенсов», - рассказала Светлана Львовна. - Естественно, мы отказали.

В свое время в музее меняли сигнализацию. Случается, что оборудование срабатывает в залах, окна которых выходят на Музейную площадь и Троицкий собор. Здесь может пройти тяжелый транспорт и создать определенный резонанс, шумы, нарушающие гармонию музейного пространства. Столыпинский же зал расположен на противоположной стороне. Его окна выходят в закрытый музейный дворик.

Рабочие, устанавливавшие сигнализацию, работали весело. Пользуясь отсутствием посетителей, поскольку на период ремонта экспозиция закрывалась, они могли приправить свою речь не слишком цензурными выражениями. Через несколько дней они закончили работу, на следующее утро должно было состояться подписание акта выполненных работ. Но в ту же ночь в зале сработала сигнализация, будто внутри кто-то находится. Когда приехали сотрудники вневедомственной охраны, дверь музея была закрыта. Вскрывать ее самостоятельно они не имеют права.

Вызвали заместителя директора по безопасности. Он приехал и пошел открывать экспозицию. Позже рассказывал, что идти по ночному зданию, по его темным залам, нащупывая выключатели, находящиеся в разных местах, было жутковато. За любым поворотом, в маленьких закоулочках, которых здесь достаточно, мог прятаться вор. Добравшись до зала Столыпина, все облегченно выдохнули – никого. Ни людей, ни кошек, ни мышей.

На следующий день приехавшие подрядчики проверили установку заново – все в полном порядке. По просьбе администрации чувствительность сигнализации снизили. Но следующей ночью все повторилось. И снова заместителю директора по безопасности пришлось ехать через полгорода, чтобы пройтись по ночному музею и никого не обнаружить. Этот зал не был оснащен камерами ночного видения, поэтому разглядеть, кто именно стал причиной переполоха, возможности не было. Сигнализация срабатывала каждую ночь целую неделю.

- Что это было, никто так и не понял, - продолжает Светлана Кожевникова. – Если бы это было животное, оно как-нибудь еще себя проявило бы, не только ночью. Кроме того, животное не будет все время находиться в пределах одного небольшого зала.

В музее решили, что нечто таким образом наказало рабочих, которые вели себя слишком вольготно среди собранных предметов памяти и ценностей. Хотя больше пострадали полицейские и, конечно же, ответственный за безопасность сотрудник музея.

К числу «экспонатов с историей» относится и шикарный стол, за которым, как предполагается, работал Столыпин. Его передали музею с легендой. Некогда одна из фирм заняла офис в здании, где ранее располагалась Дума, в которой председательствовал Петр Аркадьевич. В одной из комнат находился этот самый стол. Поначалу за ним трудились сотрудники. Но потом стали замечать, что наутро ящики были открыты, бумаги перевернуты и разложены так, будто с ними кто-то работал ночью. Ощущения у работников фирмы были не самые приятные.

- Мы, конечно, были очень рады – такой потрясающий экспонат, да еще и со своей легендой. Учитывая то, какое положение занимал Столыпин и то, насколько хорош этот предмет мебели, мы можем с достаточной долей вероятности предположить, что Петр Аркадьевич вполне мог за ним в то время работать.

Еще один загадочный экспонат музея – доспехи средневекового рыцаря. Несмотря на то, что они не боевые, а являются интерьерным украшением конца XIX века, обмундирование обладает своей собственной энергетикой. Раньше рыцарь стоял в голубой гостиной музея. Протирая пыль в санитарный день, сотрудники музея то и дело закрывали забрало, которое упрямо открывалось вновь. Сейчас его поставили в витрину за стекло. Но закрывавшееся плотно забрало непременно после уборки снова открывается. Внутри доспехов разместили манекен, чтобы шлем не зиял черной пустотой.

Все эти истории стали объектом внимания съемочной группы одного из саратовских телеканалов. Съемки назначили на понедельник, когда для посетителей экспозиция закрыта. И тут начались сложности. Сначала отказывался включаться свет. Лампы буквально дрожали и моргали, как в классическом фильме ужасов. Впечатление было такое, что вот сейчас что-то непременно случится. Потом начала барахлить видеокамера. Но, в конце концов, все сложилось, и сюжет был отснят. Но на этом история не закончилась. У Светланы Львовны, которая давала интервью, и корреспондента весь день происходили неприятности, так или иначе связанные с электричеством – взрывались лампочки, перегорали бытовые электроприборы и так далее. Корреспондент сделала свои выводы и сказала, что приедет в музей с экстрасенсом. Поиски подходящего специалиста заняли несколько дней.

- Я наметила три точки съемки – зал Столыпина, рыцарские доспехи и одно из старинных зеркал, выставленных в зале, посвященном истории немцев Поволжья. Поскольку считается, что зеркала хранят в себе информацию обо всем, что в них отражается.

Экстрасенс производила очень хорошее впечатление. Никаких скелетов, амулетов и каких-то непонятных предметов она с собой не привезла, работала сама. Через некоторое время женщина сказала, что видит здесь образ девочки или девушки. Он совсем не страшный, не связанный с трагическими происшествиями. Образ шаловливый и шкодливый.

Раньше в доме купца Устинова, где сейчас находится музей краеведения, на втором этаже размещались все основные комнаты - гостиная, трапезная, бальный зал, комнаты хозяев дома. На третьем этаже жила прислуга.

Надо знать, что Устинов был винным откупщиком и очень богатым человеком. И его прислуга – далеко не нищие люди. Они жили в прекрасном щедром доме, и им здесь было действительно хорошо, сытно и богато.

- Экстрасенс сказала, что ей видится женский, даже скорее девичий образ. И эта девушка возвращается туда, где когда-то была счастлива. Возможно, она просто хотела поиграть, пошалить. И возможно, именно она стала причиной непонятных явлений, происходящих в музее.

А вот с зеркалом ничего не получилось. Экстрасенс сказала, что не видит никакой истории. Но не может быть, чтобы у старинного зеркала не было никакой информации! Позже, услышав рассказ Светланы Львовны, ответственная за экспозицию Людмила Адамовна Войтенко, которая ее и создавала, сказала, что… экстрасенс права. Дело в том, что оригинальной была только рамка. Она долгое время стояла без зеркала и буквально несколько дней назад в него вставили новое. Поэтому зеркало кроме экспозиционного пола, над которым оно висело под наклоном, ничего и не видело.

И в защиту версии о том, что в музее хулиганит некий девичий образ, есть еще несколько свидетельств. Охранники музея не раз слышали в здании странные звуки. Но город живет, здание большое, старинное, так что здесь могут быть, конечно, шумы, скрипы и так далее. Но один из охранников признался, что порой ночью слышит, как на центральной лестнице раздается стук каблучков. Как будто кто-то спускается и как раз на середине лестницы, когда кто-то вроде бы вот-вот должен появиться, все обрывается.

Однажды в музей пришла новая охранница. Она в шутку поинтересовалась у сотрудников музея о наличии привидений и, как говорится, «нарвалась» на все соответствующие рассказы.

- Добрые сотрудники рассказали каждый свою историю и спокойно поехали домой. А она осталась одна в ночном музее. И надо же было случиться, что именно в ту ночь нашелся хулиган, который в три часа ночи, когда женщина уже успокоилась, громко постучал во входную дверь! На следующий день мы ее успокаивали, уверяя, что ни одно музейное привидение еще не съело никого из сотрудников. Вроде успокоилась, до сих пор работает. В нашем музее много таинственного. Эти истории – лишь малая часть.

Ольга ЛЕТУВЕТ