Олег Комаров: «Местное самоуправление возможно и нужно реанимировать»

Председатель саратовского отделения «Партии Дела», доктор экономических наук Олег КОМАРОВ обозначил наиболее важные вопросы городского МСУ, типичные для почти любого крупного областного центра. По его мнению, чтобы изменить ситуацию, нужна политическая воля местных руководителей.

- Закон о МСУ (или 131-й закон, как мы его просто называем) всегда был и казался очень хорошим, даже местами исчерпывающим. Идет уже третье десятилетие его применения (принят был в 2003 году), и что же мы видим на примере того же нашего областного центра? В Саратове, конечно, за последние 20 лет есть несомненные успехи в плане строительства, благоустройства – улучшения городской среды. Все мы видим и новую набережную, и отремонтированные исторические фасады, и зеленые зоны.

Но обязаны ли мы всем тем хорошим, что сделано в Саратове за эти десятилетия, работе именно МСУ - местного самоуправления? Или 131-й ФЗ, что называется, едва теплится при его практическом правоприменении в Саратове, а ежегодные бюджеты города продолжают нищать? И лучшие городские благоустроительные проекты - это проекты нашего знаменитого земляка, но никак не наших депутатов, бизнесменов, «капитанов производства» и городских чиновников? Увы, ответ тут очевиден.

Разруха городского ЖКХ, систематические аварии и отключения воды и тепла, отвратительный вывоз мусора, дороги в ямах и колдобинах – вот фирменная «визитная карточка» работы чиновников, кто бы ни занимал пост главы МСУ последние лет двадцать – от Олега Грищенко до Лады Мокроусовой.

Я точно знаю, о чем говорю и пишу, потому что сам два десятилетия занимался не только практической работой предпринимателя и общественника, но и пытался в ранге городского депутата решить хотя бы часть вопиющих проблем города. Конечно, и бывшие коллеги по депутатскому корпусу Саратова, и нынешние избранники могут мне возразить: ну какое же может быть исполнение закона о местном самоуправлении при крайне ограниченных полномочиях и скудных финансовых возможностях? Действительно, приходится и приходилось часто действовать, как в известном детском стишке про дележ: «Мы делили апельсин, много нас – а он один».

Вот типичный пример: в городе прошло заседание постоянной комиссии по бюджетно-финансовым вопросам, муниципальной собственности, местным налогам и сборам Саратовской городской Думы. Вносили изменения в бюджет города на 2024-й год и плановый период 2025 и 2026 годов. Делили возможные дополнительные деньги на реализацию социально значимых проектов. И вот здесь интересно посмотреть – а какими же суммами оперирует бюджет огромного областного центра, что делят депутаты?

Предлагается увеличить налоговые и неналоговые доходы бюджета на сумму 18,8 миллионов рублей. В частности, ожидаются некие доходы от приватизации имущества, находящегося в собственности, в сумме 12,0 миллионов рублей, нынче это стоимость хорошей квартиры-«трешки». Или депутаты обсуждают, к примеру, как поделить дополнительный единый налог на вмененный доход в сумме 1,7 млн. руб. Не жалкий ли это уровень доходов, пусть и дополнительных, для Саратова и не смешны ли такие вот дележи?

И нет ничего удивительного, что город превращается в депрессивно-дотационный, что убыль населения растет – зато не растут доходы основной массы саратовцев. Да, формально почти все показатели социально-экономического развития города на 2024-й год характеризуются ростом — как к показателям 2022 года, так и к цифрам 2023 года. Но это рост далеко не на десятки миллиардов рублей, коих городу остро не хватает.

А вот, скажем, бюджетные показатели среднегодовой численности работающих (без самозанятых): в 2022 году их в Саратове было 313 тыс. 295 чел., а в 2024 году ожидается 310 тысяч 500 человек. Почти на 3 тысячи работников станет меньше в городе, где сложился серьезный дефицит кадров, особенно рабочих профессий.

А вот прогноз численности детей до 18 лет:
- на 2024 год: 151 тыс. 500 чел.;
- прогноз на 2025 год: 147 тыс. 800 чел.;
- прогноз на 2026 год: 143 тыс. 800 чел.

Минус 7 тысяч 700 человек за три года (-5%). И какое-же у нас планируется будущее с такими цифрами? Да, неплохо смотрятся плановые показатели консолидированного, то есть объединённого бюджета г. Саратов:
- на 2023 год: 20 млрд. 845,8 млн. рублей;
- на 2024 год: 23 млрд. 362,7 млн. рублей.

Рост составляет 2 млрд. 516,9 млн. рублей или +12,07%. Но это обманчивый рост, поскольку реальная инфляция в РФ куда больше официальных цифр и сравнима разве что со ставкой рефинансирования ЦБ РФ – то есть не менее 16%. Получается, при формальном росте – на самом деле идет лишь продолжение «усушки-утруски» городских доходов. Да и откуда бы взяться росту, если наша муниципальная власть бизнес поддерживает, как правило, лишь на словах – а на самом деле душит его деяниями вроде увеличения кадастровой стоимости, из-за чего остающиеся еще бизнесы в городе рискуют разориться от непосильных налогов.

А вспомнить грустные истории концессионеров, типа «Т-Плюс» или «КВС Саратов»? Это же вообще мало чего общего имеет со 131 ФЗ, с реальным местным самоуправлением, когда сомнительные дельцы годами устраивали городу непрерывные испытания на прочность! Теперь вот в который уже раз хотят на уровне Роспотребнадзора запретить муниципальным властям отключать горячую воду во время профилактических ремонтов на срок более чем на 14 дней. Верится с трудом, конечно, но у нас привыкли благие пожелания стараться выдавать за благие действия.

А вот что не так давно писали местные СМИ по поводу довольно сомнительного решения, связанного с расширением Саратова до уровня второго по площади города РФ (после Москвы). Тогда присоединили 79 сел и поселков к городу: «Основной проблемой развития муниципального образования Саратов на данный момент видится его неоправданное укрупнение. По нашему мнению, любое присоединение к муниципальному образованию дополнительной административной единицы ведет лишь к увеличению расходов и возникновению проблем управления новой единицей. Расширение границ муниципального образования влечет за собой увеличение суммы налоговых сборов (изменение состава субъектов налогообложения), повышение тарифов, лишение жителей сельских поселений налоговых, кредитных и других видов льгот, и, конечно, увеличение местного бюджета. Уничтожается местный институт народовластия, собственные сельсоветы и администрации, который были избраны гражданами, жителями этих административных единиц. В конечном итоге, от присоединения новых территорий никто не выигрывает».

Тут даже долго рассуждать нечего, ведь второму по площади городу никто и никогда не даст, и не обеспечит второй по уроню бюджет после Москвы, где-нибудь в районе триллиона рублей. Так зачем же наши муниципальные руководители вдруг заболели этой гигантоманией?

В общем, я только обозначил здесь некоторые наиболее важные вопросы нашего саратовского МСУ, обо всем в одной статье сказать невозможно. А главное в том, что многие из названных проблем, увы, типичны для почти любого крупного областного центра. Конечно, МСУ еще можно реанимировать, даже и в Саратове, еще возможно вдохнуть в 131-й закон, как говорится новую жизнь. Но для этого нужна, как минимум, человеческая и политическая воля наших местных руководителей. Увидим ли, дождемся ли?

Олег Комаров, доктор экономических наук