Новые способы кибермошенничества – даже квитанция об оплате коммунальных услуг может быть опасной

Во время пандемии возрос процент онлайн-покупок, что сыграло на руку лицам, промышляющим кибермошенничеством. Дня не проходит, чтобы пресс-служба МВД не проинформировала об очередном обмане граждан, которые расстались с крупной суммой денег.

Как это обычно происходит, рассказывает управляющий нижегородским филиалом РГС Банка Алексей Симкин:

«Самый популярный способ хищения средств – звонок от лица службы безопасности с попыткой «спасти» деньги клиента от кражи и перевести на безопасный счет.

На втором месте – сообщения от пользователей в соцсетях, а третье место заняли фишинговые сайты. С января 2021 года, по данным компании по кибербезопасности Bi.Zone, в России появилось более 1,5 тысяч лжебанков. Это на 20% больше, чем за тот же период в 2020 году. Фальшивые сайты крадут данные карт владельцев под видом настоящих банков.

Помимо этого, мошенники нередко отправляют письма с опасными ссылками, перейдя по которым, вы можете скачать вирус или установить приложение, что поможет киберпреступникам украсть ваши данные. Вирусы могут быть замаскированы даже под квитанции об оплате коммунальных услуг.

По данным ЦБ, в 2020 году количество мошеннических операций увеличилось на 34%, а объем средств, украденных у клиентов банков, вырос в 1,5 раза – в 2020 году мошенники вывели 9,8 млрд рублей. Потери физлиц составили около 8,8 млрд рублей (+40,3% к 2019 году), а компании за прошлый год потеряли 1 млрд рублей (+ 45,5% к показателям 2019 года).

При этом банки возместили только 11,3% (1,1 млрд рублей) от всех украденных средств. По закону «О национальной платежной системе» банки имеют право отказать в возмещении средств, если владелец карты сам назвал мошенникам необходимые данные: cvv-код или пароль из смс».

Подготовил Александр Тополев