В Радищевском музее в Саратове открылась выставка, посвященная авангарду ХХ века. Работы Сальвадора Дали, Рене Магритт, Хуана Миро, Василия Кандинского, Виктора Вазарели, Жоржа Брака, Макса Эрнста, Ман Рэя, Бернара Бюффе и других эпатажных авторов можно увидеть здесь до 16 апреля.
Все работы предоставлены частными коллекционерами Западной Европы. Это подписанные авторами литографии и офорты с указанным номером тиража.
- Авангард очень интересная тема, которая практически неисчерпаема, - говорит директор музея Людмила Калинина. – Раскрепощается художественное отношение к реальности. Большое влияние на авангардистов оказала японская гравюра, искусство африканской скульптуры, маски. К примеру, африканская маска показала, что объем может быть не только выпуклым, но и вогнутым.
Повлияли на художников и научные открытия. Явив миру информацию о делении клеток, использовании рентгеновских лучей, ученые внесли свою лепту в это направление. Теперь человечество смогло увидеть не только внешнюю свою оболочку, но и заглянуть внутрь в прямом смысле.
География проекта широка: от России, Франции, Германии, США до Гренландии, Японии и Вьетнама. Это позволяет проследить становление искусства авангарда по всему земному шару.
Автором нового живописного языка стал Василий Кандинский. Юрист, музыкант, блестяще окончивший Московский университет, в 30 лет он решил стать художником. Кандинский стремился передать в своих работах поиск универсального синтеза музыки и живописи. Ценители искусства называют его художником-мыслителем.
На выставке представлены работы в технике ташизма. В свое время Марк Эрнст привязывал кружку и раскачивал ее над холстом или над любой другой поверхностью, предоставляя создание шедевра силе гравитации.
Выставка радует своей непредсказуемостью. Есть работы максимально лаконичные, есть будоражащие своей яркостью, сложной техникой. Нельзя не упомянуть о картинах, представляющих примеры оптического искусства. Геометрия здесь становится частью замысла, уводя зрителя в свой загадочный и порой обманчивый мир.
Что касается невозможного искусства, то несмотря на название есть работы, сделанные в этой технике. Получается, что невозможное становится возможным. Нельзя не упомянуть о Хуане Миро. Его работы ценны как с живописной точки зрения, так и с литературной. Он любил давать витиеватые названия: «Полет птицы в лунном свете над головой женщины с тремя волосками».
В соседнем зале с темпераментным испанцем разместился шокирующий Дали, с которым в свою очередь соседствует мистически реалистичный Магритт. Но как говорится, лучше один раз увидеть.
Бунтарский дух, эпатажный характер искусства охватил и поглотил весь мир. Авангард не просто порывал с традицией, он претендовал на большее — создание проекта будущего. Искусство авангарда может восхищать, удивлять, вызывать споры и недоумение, однако не может оставлять равнодушным.
Ольга ЛЕТУВЕТ, фото автора