Калинин рассказал об изменениях законодательства в сфере реализации табачной продукции

Депутат Саратовской облдумы (фракция СРЗП), заместитель председателя комитета по делам ветеранов, полковник запаса, ветеран боевых действий, член Общественного совета при Росалкогольтабакконтроле Вячеслав Калинин высказался об изменениях законодательства в сфере реализации табачной продукции.

Ранее Росалкогольтабакконтроль на своём официальном сайте опубликовал изменения в законодательстве с 1 сентября 2025 года, связанные с лицензированием производства и оборота.

Итак, с 1 сентября 2025 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 13 июня 2023 г. № 203-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства» (далее – Федеральный закон № 203-ФЗ), внесенные Федеральным законом от 23 мая 2025 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ).

1. Вводится требование об указании вида (видов), планируемых к производству табачной, никотинсодержащей продукции, сырья, никотинового сырья

Теперь для получения лицензий на виды деятельности, предусмотренные пунктами 1-3 части 1 статьи 8 Федерального закона № 203-ФЗ, заявитель должен будет представлять в Росалкогольтабакконтроль заявление о выдаче лицензии с указанием вида (видов) табачной продукции или никотинсодержащей продукции в соответствии с техническими регламентами, а также межгосударственными и национальными стандартами на соответствующую продукцию, применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов и (или) вида (видов) планируемых к производству сырья или никотинового сырья (для получения лицензии на вид деятельности, указанный в пункте 1 части 1 указанной статьи).

Кроме того, в Федеральный закон № 203-ФЗ вводится понятие табачной продукции, а именно: «Табачная продукция - курительные или некурительные табачные изделия, упакованные в потребительскую упаковку».

2. Для лицензиатов установлен срок подачи заявления о внесении изменений в реестр лицензий

Организации и индивидуальные предприниматели, имеющие на день вступления в силу (1 сентября 2025 года) Федерального закона № 123-ФЗ лицензии на виды деятельности, указанные в пунктах 1-3 части 1 статьи 8 Федерального закона № 203-ФЗ , обязаны в течение 90 календарных дней после дня вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ (то есть до 1 декабря 2025 года) представить в Росалкогольтабакконтроль заявление о внесении изменений в государственный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства (далее - реестр лицензий) в части включения в реестр лицензий сведений, предусмотренных частью 10 статьи 8 Федерального закона № 203-ФЗ (в редакции Федерального закона № 123-ФЗ), в том числе о виде (видах) производимых табачной, никотинсодержащей продукции, сырья, никотинового сырья или о виде (видах) импортируемых/экспортируемых табачной и никотинсодержащей продукции (в соответствии с техническими регламентами, а также межгосударственными и национальными стандартами на соответствующую продукцию, применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ).

В случае непредставления до 1 декабря 2025 года вышеуказанными лицензиатами названных заявлений о внесении изменений в реестр лицензий действие лицензий, выданных таким лицензиатам, будет приостановлено в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона № 203-ФЗ.

3. Расширен перечень оснований для направления уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений

Предусмотрены изменения в перечне оснований для направления уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений, который дополнен двумя основаниями:

- отсутствие уплаты (неполная уплата) государственной пошлины;

- отсутствие регистрации заявителя в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее – ГИС МТ).

4. Устанавливаются способы направления решений заявителю

С 1 сентября 2025 года решение о продлении срока принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче, а также решение о выдаче лицензии или решение об отказе в ее выдаче направляются заявителю в форме электронного документа посредством ГИС МТ (в случае, если заявление поступило посредством ГИС МТ) или портала Госуслуг (в случае, если заявление о выдаче лицензии поступило посредством портала Госуслуг), а также по адресу электронной почты, указанному в заявлении о выдаче лицензии.

5. Вносятся изменения в перечень оснований для отказа в выдаче лицензии

С 1 сентября 2025 года перечень оснований для отказа в выдаче лицензии дополняется следующими основаниями:

- несоответствие адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанного в заявлении о выдаче лицензии, фактическому адресу места осуществления такой деятельности, установленное Росалкогольтабакконтролем по результатам выездной оценки соответствия заявителя обязательным требованиям;

- несоответствие заявителя новому требованию, устанавливаемому частью 35 статьи 8 Федерального закона № 203-ФЗ, согласно которому лицензию на закупку табачной и никотинсодержащей продукции для реализации такой продукции в качестве товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, вправе получить только юридические лица.

6. Вносятся изменения в лицензионные требования

Лицензионное требование, предусмотренное пунктом 1 части 32 статьи 8 Федерального закона № 203-ФЗ, будет изложено в следующе редакции:

- «наличие и использование для производства табачной продукции, и (или) сырья, и (или) никотинсодержащей продукции, и (или) никотинового сырья основного технологического оборудования, принадлежащего лицензиату на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и соответствующего установленному Правительством Российской Федерации перечню видов основного технологического оборудования, позволяющего осуществлять производство указанного в заявлении о выдаче лицензии вида (видов) табачной продукции, и (или) сырья, и (или) никотинсодержащей продукции, и (или) никотинового сырья».

Указанный перечень определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2023 № 1633-р.

Также перечень лицензионных требований дополнен новым требованием следующего содержания:

«ввод в оборот и оборот табачной продукции и (или) никотинсодержащей продукции при наличии документов об оценке (о подтверждении) соответствия вида (видов) продукции обязательным требованиям, за исключением табачной продукции и никотинсодержащей продукции, указанных в пунктах 1 - 10 части 3 статьи 5 Федерального закона № 203-ФЗ. Сведения, подтверждающие соответствие лицензиата такому лицензионному требованию, представляются национальным органом по аккредитации по межведомственному запросу Росалкогольтабакконтроля. В случае отсутствия указанных сведений у национального органа по аккредитации Росалкогольтабакконтроль будет проверять наличие документов об оценке (о подтверждении) соответствия вида (видов) продукции обязательным требованиям в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии Евразийского экономического союза».

Вышеуказанное требование будет являться обязательным для лицензиатов при осуществлении видов деятельности, указанных в пунктах 1 – 3 и 5 части 1 статьи 8 Федерального закона № 203-ФЗ.

7. Расширен перечень оснований для аннулирования лицензии

Теперь в случае установления факта производства и (или) оборота сырья и (или) никотинового сырья без представления в установленном порядке информации в ГИС МТ лицензия аннулируется по решению Росалкогольтабакконтроля в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2024 № 421.

«Все принятые законодательные поправки не только улучшать работу надзорного ведомства за табачным рынком, но и отрегулирует существующие правовые пробелы, а где надо – ужесточит ответственность участников рынка за нарушения. Уверен, все изменения законодательства поспособствуют улучшению ситуации на рынке реализации табачной продукции», - сделал акцент Вячеслав Калинин.

Роман Ольхов