В Саратове побывал известный певец и композитор Дмитрий Маликов. В последние годы, помимо собственной музыки, Маликов известен еще и своими проектами, направленными на популяризацию классической музыки среди детей и молодежи. Поэтому за день до того, как в ТЮЗе состоялся показ его музыкального спектакля «Переверни игру» (в котором юная девушка-ди-джей с помощью главного героя постепенно открывает для себя мир классической музыки) Дмитрий Маликов провел встречу «Уроки музыки» с учащимися музыкальных школ в Театральном зале Саратовской консерватории.
Проект «Уроки музыки», включающий в себя встречи и мастер-классы с учащимися музыкальных школ, проходил, в основном, в 2012-2015 годах и состоялся в 115 городах. Во время встречи Дмитрий Маликов не только представлял публике свои фортепианные произведения и знакомился с талантливыми юными музыкантами, но и рассказывал о себе, параллельно делясь секретами успеха в современных реалиях.
- В прошлый раз я выступал в этой консерватории в Большом зале, но в этот раз мне его не дали, сказали «После твоего дуэта с Хованским скажи спасибо, что тебя вообще сюда пустили» (имеется в виду совместный клип с блогером Юрием Хованским «Спроси у своей мамы» - авт.). Конечно, я шучу, просто сейчас госэкзамены, это святое. В моей семье сегодня тоже волнительная атмосфера, потому что моя дочь пишет ЕГЭ по литературе.
Мой приезд в Саратов в этот раз связан с новым проектом – хоть ему и всего год, но мы уже дали 45 спектаклей о классической музыке. Мне очень важно, чтобы как можно больше молодежи посмотрело этот спектакль, хотя, конечно, он сделан не столько для вас – вы все-таки музыканты профессиональные – а чтобы просто расширить кругозор наших детей, да и взрослым освежить в памяти самые важные факты из жизни композиторов.
Я родился в 1970 году. В музыкальную школу меня родители отвели в пять лет, я брыкался всячески, не хотел, но потом как-то втянулся благодаря, в первую очередь, правильным наставлениям родителей: папа, когда уезжал на гастроли, клал на пианино ремень и говорил «Если будешь плохо заниматься, я тебя отшлепаю». Потом он уезжал, я этот ремень скидывал, он про это забывал, но как-то моя сестра ему нажаловалась, он отодвинул инструмент и увидел там целый клубок этих ремней... С одной стороны это правильно, с другой – должна быть все-таки какая-то тяга, а родители должны давать возможность выбора. И в моем спектакле самая главная мысль – каждый должен заниматься любимым делом, потому что только тогда ты будешь по-настоящему счастлив.
В 18 лет я начал сочинять первые песни, закончил музыкальное училище при Московской консерватории и поступил в консерваторию. На это время пришелся первый бум моей популярности и, конечно, у меня был большой соблазн бросить учебу. Но у меня была внутренняя цель – закончить консерваторию. Отец говорил: «Эстрада – это очень важно, хорошо и приятно, занимайся аранжировкой, сочиняй, но ты должен быть обязательно образованным музыкантом». И действительно, консерваторское образование мне все эти годы очень помогает. Кстати, я знаю, что здесь, в этих стенах, особо чтится школа Нейгауза. Я к ней тоже принадлежу, потому что мои педагоги – Вера Михайловна Хорошина и Валерий Владимирович Кастельский – это ученики Генриха Нейгауза.
Одна из основных целей наших встреч – это не столько уроки фортепиано, сколько уроки сцены. Каждый, кто хочет стать артистом, должен выходить на большую сцену, соответствовать ей, быть артистичным. Кстати, сейчас мне очень хочется поучаствовать в воссоздании производства фортепиано. У нас были прекрасные инструменты – «Красный Октябрь», «Москва», «Эстония» - а сейчас это производство потеряно, и его нужно развивать.
В своей фортепианной музыке я прибегаю к разным ухищрениям, чтобы она звучала. Сегодня мест, где может звучать неоклассическая фортепианная музыка, очень немного. Понятно, что остаются концерты, но, чтобы концерт состоялся, нужно, чтобы на него пришла публика. А чтобы пришла публика, надо, чтобы об этом узнали. Поэтому, когда я написал цикл фортепианных прелюдий под названием «Панацея», я использовал некоторые маркетинговые решения. Сегодня тому, что вы сделали, надо приделать какие-то «ножки». Начал я с названия. Подумал, что музыка – это то, что на самом деле лечит, она действительно имеет терапевтический эффект. И слово «панацея», мне кажется, универсальное, и понятно звучащее на всех языках. Дальше мне нужно было придумать оформление. Поскольку название медицинское, то у меня родилась идея дизайна: рояль в виде волшебной таблетки, которую нужно принимать. Я даже придумал шутливые рекомендации: это произведение нужно слушать на ночь, следующее – обязательно три раза и так далее. Название каждой композиции тоже представляло сложность. Мне хотелось это объединить каким-то циклом (как, например, «Времена года» Чайковского). И я подумал: что, если найти такое стихотворение, каждое слово которого будет названием прелюдии? Нашел такие стихи у современной молодой поэтессы – ее фамилия, по-моему, Донская. Получилась такая сюита. И наконец, мне хотелось, чтобы компакт-диски реализовывались. Я вспомнил, что у меня есть друзья, которые занимаются медицинским бизнесом – продают лекарства. И целый год диск «Панацея» продавался в сети аптек «36,6». Это была благотворительная акция, денег я за это не брал. В общем, сегодня нужны нестандартные решения в продвижении своей музыки.