Александр Бузгалин: Россия отстает от развитых стран по многим экономическим показателям

Помощник президента Максим Орешкин объяснил исчезновение задачи по вхождению России в топ-5 экономик мира из списка национальных целей тем, что она фактически уже выполнена. По его словам, досрочно войти в пятерку крупнейших экономик мира России помогла пандемия, от которой конкуренты пострадали больше. 

«Если вы откроете последний прогноз МВФ на этот год, то увидите, что в этом году Россия будет пятой экономикой мира, поднимется на этот уровень. С этой точки зрения можно сказать, что в этом году она [цель] достигнута», — цитирует Орешкина «Интерфакс».

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировал доктор экономических наук, профессор, директор института Социоэкономики московского финансово-юридического университета Александр Бузгалин:

- Общий объем валового продукта – показатель, который мало о чем говорит. Лучше измерять ВВП на душу населения, а еще лучше – не ВВП, а развитие. То есть уровень технологического развития, индекс человеческого развития, показатели, характеризующие экологические составляющие, качество роста...

По ВВП на душу населения Россия далека от 5-го места в мире – она попадает в разряд стран полупериферии. Единственное, о чем говорит ВВП, без учета остальных параметров – это о возможности участвовать в геополитэкономических баталиях на мировой арене, но и то очень косвенно, потому что здесь важна не столько величина, сколько реальный экономический, технологический, финансовый, институциональный и прочий потенциал. Скажем, в Китае есть транснациональные корпорации, способные действовать на мировом рынке, а в России их нет, ведь Газпром или пара нефтяных компаний – весьма специфические организации. 

Скорее всего, 5-е место в мире тут считается по паритету покупательской способности. Это величина, зависящая от оценок экспертов. Отчасти она правильная, потому что качественные продукты и услуги, как правило, не зависят от национальных особенностей – биг-мак, к примеру, везде стоит одинаково, есть даже «индекс биг-мака». А все транснациональные товары и услуги стоят в валютном исчислении одинаково, независимо от паритета покупательской способности. 

Если оценивать возможность страны бодаться на мировой экономической арене, то нужно считать по валютному курсу, и тут Россия раза в полтора дальше от 5-го места. Спад в результате пандемии у нас один из самых высоких в мире, по всем качественным показателям мы все больше отстаем от развитых стран. Как там считал Орешкин, кого Россия отодвинула с 5-го места – непонятно. Сейчас можно сказать только одно – если проблемы с коронавирусом закончатся, если не начнется «отложенный» из-за коронавируса мировой финансовый кризис, который уже было начался в декабре-январе, и если правительство сменит свою экономическую политику, то мы начнем выход на устойчивые темпы роста. 

Но если хотя бы одно из этих условий не будет выполнено, то у нас в лучшем случае будет экономическая стагнация. 

Подготовил Иван Орлов