Саратовских школьников могут освободить от домашних заданий

В Госдуме призвали отказаться от домашних заданий школьникам. Как полагает зампред Комитета по образованию и науке Борис Чернышов, дети должны больше времени проводить на свежем воздухе. По утверждению Чернышова, в настоящее время от домашних заданий отказываются во всем мире. Автор инициативы также убежден, что большие учебные нагрузки приводят к тому, что школьники перестают воспринимать учебу в принципе: у них развивается апатичное состояние, в итоге приводящее к проблемам со здоровьем.

Эту тему «Репортеру» прокомментировал саратовский ученый и преподаватель СГУ Александр Башкатов:

- Я считаю, депутаты должны заниматься своим делом, а не домашними заданиями школьников. Не стоит, по-моему, так откровенно демонстрировать, что им там, в Госдуме, совершенно нечем заняться. Для решения вопросов учебной нагрузки школьников есть специально обученные люди – педагоги. У них и квалификация соответствующая, и опыт. И если уж практика домашних заданий была придумана, и просуществовала в школе так долго, значит, рациональное зерно в ней есть, и ее лучше сохранить. Конечно, есть в этой практике отдельные нюансы – объем заданий, их качественное наполнение. Но и разработку этих нюансов, на мой взгляд, тоже лучше доверить профессионалам. 

Домашнее задание, как мне кажется – это предоставляемая каждому ученику возможность заниматься своей работой, то есть учебой в индивидуальном порядке – когда можно целиком сосредоточиться на задаче, не отвлекаться на посторонние факторы. Это очень важно – иметь возможность заниматься умственным трудом в личном пространстве, без чьего-либо постороннего присутствия. 

Я думаю, что подобные поправки только ухудшат качество школьного образования. И я говорю не о том, что отмена домашних заданий затруднит школьнику поступление в высшее учебное заведение – прямой связи между домашним заданием и поступлением в ВУЗ нет. А вот между домашним заданием и индивидуальными особенностями ребенка – есть. 

Вообще, должен сказать, что образование и воспитание – сферы достаточно тонкие и деликатные, и лезть в эти сферы со всякими поправками с упорством и изяществом слона в посудной лавке все-таки не стоит. 

Отдельного внимания достойны слова депутата о том, что отказ от домашних заданий – практика, принятая во всем мире. Мировой опыт, в том числе и педагогический, очень разнообразен: в нем есть и хорошее, и плохое. Не все плохое надо заимствовать, да и к хорошему следует относиться осторожно. Как говорится, что немцу хорошо, то русскому… может быть, и не очень. Мировой опыт надо не просто перенимать, а предварительно смотреть, в чем он заключается. Где-то в мире, может быть, детей на органы разбирают – так нам что, и к этому опыту стоит приглядываться? 

Яркий пример – Болонская конвенция, к которой наша страна присоединилась в обозримом прошлом. Я, например, не уверен, что это присоединение пошло на пользу российскому образованию. Более того, я считаю, что этот шаг и многие другие нашу российскую систему образования попросту разрушают и во многом уже разрушили. И все со ссылками на мировой опыт, который, между прочим, очень многое заимствовал, причем не разрушая, из российской, точнее, еще советской системы образования. 

Не стоит отрицать, что нагрузка на школьников, действительно, велика, но определяется она не учебными планами, а амбициями родителей и администрации образовательных учреждений. При этом индивидуальные особенности ученика порой совершенно не учитываются, а ведь они очень разные: кого-то повышенная нагрузка стимулирует, а кого-то, наоборот, подавляет. Так что необходимо к каждому ученику подходить индивидуально, в том числе и с домашними заданиями: надо не уменьшать их объем, и уж тем более не отменять их, а действовать в соответствии с личностными особенностями школьников. Тут огромную роль должны и могут сыграть учителя и классные руководители. В их компетенции – адаптировать учебную нагрузку за счет изложения материала, его отбора и так далее. 

Но, повторюсь, подобными вопросами должны заниматься специалисты, и по инициативе Министерства образования. И мне кажется, что такие специалисты сидят отнюдь не на Охотном ряду. Хотя, к сожалению, именно там, а не в профессиональном сообществе, с завидной регулярностью рождаются весьма нелепые инициативы.

Павел Плотников