Андрей Калганов: доходы россиян снижаются несмотря на оптимистичные данные Росстата

По оценке Всемирного Банка, количество людей, живущих в экстремальной нищете, в текущем году может увеличиться на 88-115 миллионов человек на фоне пандемии коронавируса и спровоцированного им экономического кризиса. К 2021 году их общая численность достигнет 150 миллионов. Организация считает крайней бедностью ситуацию, при которой ежедневные доходы человека составляют менее 1,9 доллара.

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировал заведующий лабораторией сравнительного исследования социально-экономических систем экономического факультета МГУ им. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор Андрей Калганов:

- Доля России в этой статистике может быть достаточно серьезна, ведь несмотря на оптимистичные данные Росстата доходы россиян все же снижаются. Об этом свидетельствует налоговая статистика, по данным которой собираемость НДФЛ, например, снизилась (по разным месяцам) на 10-14%. Так что очень вероятно, что количество россиян, живущих за чертой бедности, с нынешних 13% возрастет. Насколько серьезно – сказать трудно, слишком уж противоречивы статистические данные. 

Да, у российских граждан будет снижение доходов, и у заметной части населения возникнут проблемы. У кого-то это будут очень серьезные проблемы – например, если кто-то полностью лишится заработка, при отсутствии иных источников дохода. В подобной ситуации быстро найти работу можно только в сфере неквалифицированного тяжелого труда, а там заработки и низкие, и нестабильные. Но в целом по России масштабы бедствия будут не столь высоки, как они будут в менее развитых странах.

Например, в Индии, в Бразилии последствия коронавирусного кризиса будут куда более тяжелыми, а что будет происходить в еще менее развитых странах – мы даже сказать не можем, поскольку не имеем практически никаких данных о том, как там сказалась пандемия на экономике и на населении. Единственное, что можно сказать совершенно определенно – нас всех, в мировом масштабе, ожидают серьезные потрясения. И россиянам преуменьшать проблему, конечно же, не стоит.

По поводу критериев оценки ВБ ситуации, которая называется крайней бедностью: в разных странах разная структура цен, разная покупательная способность национальной валюты по отношению к американскому доллару. Где-нибудь в Индии, например, или в Пакистане минимум дохода в 2 доллара в день – вполне приемлемо. В России же ежедневный доход в 150 рублей может лишь на некоторое время отсрочить голодную смерть – и именно лишь отсрочить, потому что при питании на такие деньги вскоре начнется авитаминоз, а за ним алиментарная дистрофия. Но оплачивать жилье, куда-то ездить на эти деньги уже невозможно.

С 1998 года россияне могут припомнить несколько всплесков обнищания населения. Но во всемирном масштабе таких всплесков за минувшие 22 года, пожалуй, не было. Даже финансовый кризис 2008-2009 годов проходил на фоне быстрого экономического роста в отдельных интенсивно развивающихся странах и даже в слаборазвитых. На их состоянии кризис сказался даже меньше, чем в развитых странах мира.

А вот сейчас проблемы будут и серьезнее, и масштабнее. Коронавирусный кризис затронул и еще затронет все страны: даже те, где размах ограничительных противоэпидемических мер был не столь силен, пострадали из-за того, что их экономические партнеры наложили у себя более серьезные ограничения.

Подготовил Иван Орлов