19:50 23 августа 2016 ID (48)
На минувшей неделе случилось, казалось бы, невероятное событие: СПГЭС оставило без электроэнергии Саргорэлектротранс. За накопившиеся долги. На маршрут не вышли трамваи и троллейбусы. Саратов оказался на грани транспортного коллапса, «прославившись» на всю Россию.
Тем временем региональное министерство молодежной политики, спорта и туризма сообщило интересную новость - туристический поток в регион увеличился на 42 процента (почти до 600 тысяч человек в год) и Саратовская область вышла из числа аутсайдеров в сфере туризма.
В то же время последние рейтинги различных аналитических структур указывают на незавидную экономическую ситуацию в регионе: одно их худших положений (74-е место) по объему госдолга, 81-е место по доходам бюджета на душу населения, 62-е место по бюджетной обеспеченности (дефицит 5,7 миллиарда).
Отсюда следующие вопросы нашим постоянным экспертам:
1) Кто истинный виновник в истории с массовым отключением электроэнергии, и что нужно делать, чтобы такое впредь не повторялось?
2) Лично вы заметили какие-то позитивные сдвиги в туристической отрасли региона?
3) Насколько, по-вашему, указанные выше цифры из всевозможных рейтингов подтверждают плачевное состояние экономики Саратовской области?
Зинаида САМСОНОВА, председатель Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Саратовской области, депутат областной Думы
1) Остановка общественного электротранспорта в Саратове, жители которого ежедневно страдают от пробок, - поистине возмутительный случай.
Проблема задолженности «Саргорэлекторотранса» «СПГЭС» возникла не сегодня. Объем долга в текущем году существенно снизился, руководство «Саргорэлекторотранса» продемонстрировало, что работает над проблемой. В этих условиях отключение должника - крайне безответственный подход к решению проблемы. Это не что иное, как конфликт между хозяйствующими субъектами. Такие проблемы должны решаться в суде. Долги нужно взыскивать по решению суда, а не через ущемление прав горожан, лишая их общественного транспорта.
Плохо, что страдают от этого простые горожане, а не те, кто принял решение об отключении. Надеюсь, что Губернатор области и правоохранительные органы найдут по-настоящему виновных в отключениях электричества».
2) Если туристический поток увеличился – можно только порадоваться за наш регион.
Чтобы туристы возвращались и советовали своим близким Саратовскую область в качестве места отдыха, нужно предоставить им условия и инфраструктуру. Это большая работа - изыскивать средства, в том числе из федерального бюджета, на реставрацию исторических и культурных памятников, возвращать Саратову и набережной нормальный вид, чтобы развивался туризм, в том числе, речной. Но это делать необходимо, а иначе Саратов будет известен в других регионах негативными моментами, такими как разбитые дороги и обесточка трамваев.
3) Эти цифры отражают состояние экономики области. Но это является следствием несбалансированной бюджетной системы, из-за которой большая часть доходов, собираемых на территории области, уходит в федеральный центр. Объем полномочий региона растет, а денег на их исполнение не выделяется. Работать в таких условиях очень сложно. Эта тема поднимается Партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и лично мной уже много лет, но пока федеральные власти не готовы к проведению реформы бюджетной системы. Поэтому рост госдолга области это проблема, в большей степени, созданная федеральной властью.
Ольга АЛИМОВА, депутат Государственной думы РФ, КПРФ
1) Трамвайно-троллейбусный коллапс, который случился на прошлой неделе, перед тем, как взорваться, «копился» не один год. Многолетнее недофинансирование ОАО «Саратовгорэлектротранс» привело предприятие в крайне плачевное состояние. И массовые сокращения, износ передвижного состава, недостаток финансирования для замены старых вагонов на новые — все это привело к тому, что предприятие, которое работало в годы Великой Отечественной войны (несмотря на то, что Саратов был прифронтовым городом), в мирное время «благодаря» работе «эффективных» менеджеров стоит перед лицом уничтожения.
Кто виноват и что делать — извечные вопросы чиновников. Наверное, будут искать стрелочников — опять же в лучших традициях чиновничества. Во многом сложившаяся проблема имеет свои корни в несправедливом, с точки зрения КПРФ, распределении доходной части бюджета. Сейчас Саратов, несмотря на то, что является донором области, денег в бюджет практически не получает. И это ведет к тому, что случаются подобные коллапсы. И ситуация в будущем будет только ухудшаться.
Что касается местной власти, то мне кажется, она (власть) больше озабочена распределением автобусных маршрутов по аффилированным лицам, а проблема трамваев и троллейбусов уходит на второй план.
На мой взгляд, необходимо сформировать межведомственную группу с привлечением городской, областной, федеральной власти и всех заинтересованных сторон для принятия четкого и разумного решения о способах оздоровления указанного предприятия.
Но боюсь, что власть предпочтет «забыть» о проблеме… Авось, сама как-нибудь «разрулится».
2) Хорошие данные и очень бы хотелось верить в то, что это правдивые цифры. Хотя бы из какого-то списка вышли из аутсайдеров.
А если серьезно, то единственное достижение руководителей нашей губернии в области развития внутреннего туризма – это то, что они тут «работают». Все остальное сделали мать-природа и исторический процесс.
На самом деле наша область уникальна для отдыха. Зимой горные лыжи, летом – отдых на пляжах Волги. Плюс есть исторические места, которые наверняка интересны туристам.
Все, что требуется от власти для развития внутреннего туризма, – это просто не мешать предпринимателям и не прессовать бизнес лишними проверками. Конечно, в идеале хотелось, чтобы власть помогла развитию внутреннего туризма финансово, но… Раз уж «год дорог» закончился мощной точкой (по выражению губернатора), а не дорогами, то рассчитывать на развитие внутриобластных маршрутов не приходится. А без развития внутриобластной дорожной инфраструктуры развивать внутренний туризм невозможно. К сожалению, только бесконечные совещания на фоне водяной мельницы в селе Лох Новобурасского района вряд ли будут способствовать развитию туризма в Саратовской области.
3) Вот в эти цифры верится значительно сильнее, чем в цифры из предыдущего вопроса. Регулярно посещая самые разные районы нашей области, я, к сожалению, наблюдаю везде крайне печальную картину.
Уничтожая в 90-е годы промышленность, и превращая заводы и фабрики в торговые и офисные центры, никто (кроме коммунистов) не задумывался о будущем, которое наступило сегодня. Ведь мы пожинаем плоды того, что у власти отсутствовала промышленная политика. Фракция КПРФ в Государственной Думе без малого 20 лет убеждала власть принять закон о промышленной политике. И только совсем недавно его приняли.
Отсутствие промышленности в стране и регионе (по сравнению с той промышленностью, которая была во времена СССР) и перекос в сторону торговли и привели к тому, что выросла и скрытая безработица, и уменьшаются реальные доходы населения.
Александр ГЛУЩЕНКО, генеральный продюсер информагентства «Свободные новости» и телеслужбы «Открытый канал»
1) Все эти злоключения саратовского горэлектротранспорта – результат подковерной борьбы кланов, находящихся во власти. Если внимательно, в хронологическом порядке, отследить принимаемые решения и внешний фон, на котором они принимались, становится ясно, что главной мишенью «заговора» был нынешний сити-менеджер.
Команда главы города Грищенко, которой господин Сараев был навязан сверху, и в основном для того, на мой взгляд, чтобы перенаправить бюджетные денежные потоки в нужном направлении, решила нанести удар по конкуренту. Не секрет, что с момента обнародования планов участия в выборах в Государственную думу, Олег Васильевич стал постепенно переходить в состояние «хромой утки», а Валерий Николаевич стал главным кандидатом на пост «объединенной» должности главы города и сити-менеджера. Вопрос о реформировании штатного расписания уже решен. Команда, которую привел с собой Сараев, стала потихоньку оттирать команду Грищенко от решения текущих хозяйственных вопросов. При этом нужно понимать, что в нашей традиции, решение хозяйственных вопросов – это, прежде всего, распоряжение деньгами, точнее их распилом, откатами и заносами. Сложившийся новый баланс сил привел к конфликту между главным законодателем и главным исполнителем.
Момент для удара был выбран четко, а цель удара двойная – Сараев (главная) и его «протектор» губернатор Радаев. Используемые факторы: начало предвыборной кампании и возможность нанести удар по электоральным возможностям Сараева, массовые сезонные отключения воды в городе, что вызывает постоянное раздражение и недовольство горожан, и, наконец, главное – губернатор находился в командировке и не мог оперативно повлиять на ситуацию. Представляете картинку, когда Радаев сидит в партере международного форума, а находящийся в президиуме «национальный лидер» читает красную папочку со сводками происшествий, а там впервые за всю историю (108 лет) отключенный саратовский трамвай, успешно переживший войну и перестройку. А потом в кулуарах «разбор полетов», наказание невиновных и награждение непричастных. История-то получилась громкая, вплоть до мировых СМИ. А еще, небось, и коллеги-губернаторы сидели в зале, хихикали и показывали пальцами на нашего неудачника. Жесткая получилась история.
Крайними же оказались жители города. Паны дерутся, а у холопов чубы трещат.
2) Совершенно не пойму, что может привлекать туристов в нашем регионе. И еще не могу понять, как можно высчитать цифру численности внутреннего турпотока. По количеству пассажиров, приехавших на саратовский вокзал? Вранье. Не забывайте, что Саратов - один из крупнейших пересадочных железнодорожных узлов. По количеству постояльцев гостиницах? Вряд ли. В них останавливаются в основном командировочные, ибо простому туристу не по карману. По количеству пересекающих границу области автомобилей с иногородними номерами? Не смешите. Все эти показатели очень условны. Если я еду на автомобиле по служебным делам в Москву и пересекаю территорию трех областей, это не значит, что я побывал туристом в трех субъектах страны.
Это элементарная дутая чиновничья статистика, представленная с целью оправдания необходимости существования своего ведомства. Кстати, именно это и есть основной вид деятельности указанного министерства, потому что реальных инструментов влияния на турпоток у него нет. Ни финансовых, ни организационных. А добровольно по нашему бездорожью, при отсутствии, простите, придорожных сортиров, сюда никто не поедет.
3) Думаю, что цифры вполне реальные. И сформировались они не потому, что мои земляки глупые и ленивые, а исключительно в связи с тем, что наш регион насильно загоняют в разряд дотационных. В реальности же Саратовская область отдает в центр порядка двадцати миллиардов рублей в год из собираемых поступлений в бюджет. Таких регионов в России всего 26. Остальные – наши «нахлебники». Если оставлять эти суммы на малой родине, то за три года можно и с долгами разобраться и бюджет сделать бездефицитным. Но в Москве виднее. Социально-экономическая напряженность в других регионах гасится за счет нашего.
Есть еще одна особенность. Москва боится, что если оставлять собираемые деньги «на земле» - непременно разворуют. Проще выделять мелкие субсидии на целевые проекты. Естественно, при гарантированном «откате». Система весьма удобная для всех уровней власти. А низкие экономические показатели региона компенсируются благополучием чиновников.
Лидия ЗЛАТОГОРСКАЯ, председатель саратовского отделения Союза журналистов России
1) Конечно, долги надо отдавать, но не все измеряется деньгами. Есть и другие меры, кроме отключения от электроснабжения. Мне кажется, это акция устрашения, и даже провокация – цель которой возбудить, разозлить людей, натравить друг на друга, чтобы они пошли на противоправные действия. И без того наш мир нестабилен. Разрушать его таким способом безответственно.
А кто отключает рубильник? Перекупщики энергии, это они неприподъемно взвинтили цены, хотя не являются ее производителями. Это не рынок, а грызня какая-то. Ради прибыли любой ценой нельзя допускать, чтобы расплачивались за разборки хозяйствующих субъектов простые люди – студенты, пенсионеры, служашие.
2) Говорить о росте «туристического потока» преждевременно, тем более, почти в два раза. Но уже несколько лет как действительно растет интерес к территории проживания. Сужу по тому, что сама организовывала. Были пресс-туры в село Колено Екатерининского района, в Дендрарий Сельхозакадемии с. Вязовка Татищевского района, в Хвалынский Национальный парк – единственная территория в Саратовской области с таким статусом. По инициативе редактора «Новой газеты» Энгельсского района побывали во вновь отстроенной лютеранской церкви в Зоркино Марксовского района.
Можно припомнить и другие богатые историей, природой, людьми места. Мои наблюдения: местное краеведение увлекает, делает людей активными. К примеру, центр «Не за тридевять земель», возглавляемый Владимиром Федосеевым, уже стал центром притяжения интеллигентных, продвинутых, любящих свой край людей. Николай Титов, наш знаменитый фоторепортер, уже давно не в гордом одиночестве колесит по губернии пешком, на велосипеде, попутках. Присоединение к активным людям ради открытий для себя неизвестного в давно открытых местах и фактах истории становится не просто прикольно, а престижно. Это еще не отдых, конечно, на море, но чем-то же завораживают, будят воображение наши саратовские изюминки, например, Дом со львом, Елшанский Святой источник, Балтайские поляны, на которых каждый год собирают целебные травы активисты Центра русской культуры.
У меня есть ощущение, что процесс разглядывания, узнавания, открытий собственно родной земли идет довольно неплохо. Другое дело – внешний туризм. Чем можно завлечь к нам? Волга, Гагарин, экологические тропы? Чтобы получить результат, надо вкладывать. Наша область не может похвастаться достаточным количеством удобных недорогих гостиниц, хорошо налаженного общественного питания, торговлей продукцией местных товаропроизводителей и ремесленников.
3) Сужу по состоянию нашей отрасли и подтверждаю: плохо живем, не развиваемся, еле на ладан дышим. У всех долги, в том числе по налогам и зарплатам, особенно в муниципальных изданиях. Экономическое состояние не позволяет заглянуть в ближайшую перспективу, а для редакций это всего лишь выживание, недостойное уровню современных требований к журналистике.
Просматриваю сайт СЖР и плачу от бессилия: кто-то проводит фестивали, издает книги, проводит семинары для журналистов, творческие поездки, встречи. Мы же, такие умные и продвинутые, вот уже семь лет не ездим на фестивали в Дагомыс, не приглашаем к себе на семинары экспертов, не проводим творческие конкурсы без фонда поощрения.
Вот так на себе ощущаем мы, журналисты, 74-е место в рейтинге по экономическому положению региона. А что такое дефицит почти в шесть миллиардов рублей по бюджетному обеспечению? Это удар, прежде всего, по сфере культуры, здравоохранения, информационного обеспечения. Мы видели в Доме культуры села Синодское штабеля размороженных зимой радиаторов, отсыревшие стены. И в следующую зиму, похоже, уйдут без отопления. Газ отключен за неуплату долгов. Лето в разгаре, а делать не на что.
Так жить нельзя!
Дмитрий ОЛЕЙНИК, политолог, главный редактор интернет-газеты «Глас Народа»
1) Если судить по информации руководителя МУП «Саргорэлектротранс» Константина Касьянова, текущие платежи СПГЭС производились вовремя, кроме того за последние шесть месяцев удалось существенно (на 45%) сократить задолженность, накопленную за предыдущее время. Эта информация не была опровергнута СПГЭС, значит, соответствует действительности, а это означает, что несмотря на очевидные трудности, МУП «Саргорэлектротранс» является добросовестным плательщиком, и если на мешать ему работать, то до конца года оно имеет возможность полностью рассчитаться по долгам перед энергетиками. В таком случае все аргументы про невозможность получить долги и нежелание обсуждать их реструктуризацию это, по меньшей мере, неправда.
Получается, причину нужно искать в другом. В своих утренних обращениях в день отключения электротранспорта депутаты городской думы, имеющие отношение к СПГЭС, много рассуждали о создавшемся хаосе, десятках тысячах саратовцев, которые якобы не смогли успеть на работу, и, как следствие, о неспособности администрации города решать вопросы. Говорили даже о «преступной халатности», которая должна послужить поводом для скорейшей отставки руководства администрации города. Нужно отметить, что такие заявления появились рано утром, а готовились, судя по всему, еще раньше, когда реальная ситуация с транспортом была не ясна. Значит, инициаторы отключения понимали возможные последствия и предполагали возможность возникновения транспортного коллапса, влекущего за собой массовое недовольство саратовцев.
Однако, администрация города достойно проявила себя в этой ситуации и смогла оперативно выпустить на линии дополнительные автобусы, а также оптимизировать график их движения. В результате вместо хаоса, на который, видимо, рассчитывали организаторы отключения, саратовцам пришлось столкнуться лишь с незначительными неудобствами из-за пробок. Так план по вовлечению граждан в оказание давления на администрацию провалился, более того, в ситуацию оперативно вмешался губернатор области, депутаты Государственной думы, а потом и суд, и дело обернулось не в пользу организаторов отключения. Однако, если ситуация на остановках и в транспорте была довольно спокойной, то в СМИ, включая федеральные, инцидент в Саратове активно обсуждалась в весьма негативном контексте.
Что делать? Губернатор ясно все сказал. Провести необходимые проверки, выявить и наказать виновных, а еще лучше - подойти к этой проблеме глубже, еще раз изучить обоснованность тарифов и взаимоотношения СПГЭС с местным самоуправлением Саратова. Естественно, нужно продолжать гасить задолженность и задуматься не об уничтожении городского электротранспорта, что мы наблюдали в последние годы, а о его развитии, перспективы которого уже наметились.
2) Определенные подвижки очевидны, на улицах города Саратова появилось куда больше людей, в которых с первого взгляда можно угадать туристов, причем не командировочных, а именно туристов, приехавших с познавательными целями. Растет число посетителей Хвалынского горнолыжного курорта. Но главные проблемы еще не решены. Первое, это доступность Волги не только для туристов, но и для жителей области. Если в Балаково и Энгельсе этот вопрос решен, то в областном центре проблем довольно много. В прошлые выходные официально открылся купальный сезон, и немногие солярии и пляжи оказались практически заполнены, несмотря на очевидные неудобства их месторасположения. Протяженность волжских берегов в черте области превышает протяженность черноморского побережья Крыма. Здесь есть огромный потенциал, если поработать в этом направлении, то туристов может быть больше.
3) Самый большой долг у США, что не мешает этой стране быть богатой. Сегодня саратовцы живут не хуже соседей, да, зарплаты немного ниже, но ниже и цены на продовольствие, на жилье и на многое другое. Проблема в том, что дефицитный бюджет не дает возможности инвестировать в развитие региона. Так получилось, что во многих субъектах федерации основным инвестором является государство, но участие в государственных программах предполагает региональное софинансирование, и вот здесь, у регионов с ограниченными возможностями бюджетов нет средств для полноценного участия в таких госпрограммах, что приводит к отставанию в будущем. В результате богатые регионы получают от государства больше и развиваются быстрее, что непременно приведет к увеличению различий в уровне жизни в различных субъектах федерации. Хорошо, что на государственном уровне, на эту проблему обращают все больше внимания.
Вячеслав ТРОФИМОВ, председатель Гражданской общественной палаты Саратовской области
1) Определенно виноваты выборы и внутренние разборки между ставленниками ЕР: группы Сараева и группы Грищенко.
Борьба двух лагерей перешла в подковерное пространство и теперь в чисто английском стиле стороны будут «душить друг друга в объятиях», улыбаясь на публике и ставя подножки, когда никто не видит. Несмотря на окрики и пожелания сверху «дружить домами», дружба не получается, пирог один, а делиться не приучены.
Народ пытаются убедить, что новая команда ничего не может, потому надо отдаться старой. Все на выборы, голосуй за.... А кто не пойдет - что-нибудь отключим.
2) Если туристами считать прежних или пока еще нынешних саратовцев, регулярно посещающих родные места, то поток, видимо, реально вырос, поскольку все большее число наших земляков уже проживает где угодно, но не в Саратовской области. Поезда по-прежнему полны людей, ездящих туда-сюда непрерывно, преимущественно на выходные – сюда, на работу – туда. И так много, много раз. Статистика зашкаливает, но народу от того не лучше. Сказать, что толпы туристов жаждут посетить Саратов, не могу, и толп не наблюдаю. Смотреть пока нечего и делать здесь тоже нечего.
3) Уже долгое время я прогнозирую и оцениваю реальное падение Саратовской области, и оно действительно происходит, только официальные лица всё твердят, как в той песне: «А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо».
Причина проблем области в нежелании власти их видеть и что-то делать для профилактики и устранения. Сколько ни давай денег в Саратовскую область, все стырят или направят не туда и толку не будет.
Своих же денег становится все меньше и меньше, народ бежит и работать не хочет, потому как «один с сошкой и семеро с ложкой». Работать «на дядю» и отдавать заработанное желающих все меньше.
Потому мы имеем то, что имеем и будем иметь все меньше. Признаков выздоровления власти от своих несбыточных надежд на покорное население, какое непрерывно будет отдавать все заработанное на потребу жадных и глупых чиновников, не наблюдается. Посему и надежд у народа скоро не останется. Совсем никаких - ни до выборов, ни после. Независимо от их результата.
Саратову нужна скорая помощь в виде реальной политической хирургии - отрезать часть местной бестолковой власти и привить новые органы, в виде власти приезжей, но с головой. Полагаю, после выборов, а, может, и до них, такая операция начнется, иначе «век воли не ведать», не будет у нас никаких шансов на достойную жизнь.