Тайны цирка братьев Никитиных

13 марта музею саратовского цирка исполнилось три года. В компактном по музейным меркам помещении собран богатейший материал, посвященный самым ярким, неизвестным для широкой публики и даже мистическим тайнам первого стационарного российского цирка. Рассказать об этом нам согласилась смотритель музея Ольга Жогло.

Зашифрованная купчая

На стене прямо у входа разместилась копия той самой купчей, которая была составлена в ходе исторической сделки. Это нечто типа расписки, которая говорит о том, что цирк был куплен за 1800 рублей. И получено пока только 100 рублей задатка. Так что цирк купили в рассрочку на несколько лет.

- Оригинал купчей должен храниться в Пензе, - рассказала Ольга. – Дело в том, что там бумага была дешевле. Никитины были людьми небогатыми и экономили буквально на всем. В свое время я познакомилась с Александром Григорьевичем Закировым, который порядка тридцати лет был главным режиссером и собрал много исторических документов. Купчая, как положено, с гербовой печатью, составлена настолько неразборчивым бисерным почерком, что до конца она не расшифрована. Ее пытался разобрать наш саратовский краевед Виктор Семенов, но даже ему не удалось.

Информацию о братьях Никитиных собирал Рудольф Евгеньевич Славский. Автор нескольких книг, цирковых энциклопедий, он был лично знаком с Николаем Акимовичем, и тот показал ему оброчную книжку своего деда. Барин, выходец из Саратовской губернии, отпустил своего крестьянина на оброк. Обычно они служили ямщиками, но Александр выбрал другое ремесло – ходил с шарманкой. Также сохранился дневник Акима, на основе которого была написана Славским книга. Что в ней художественный вымысел, а что факты – сказать уже сложно.

Приемный сын и «детский» вопрос

С первой женой Юлией Михайловной у Акима Александровича детей не было. К каким только медицинским светилам они ни обращались, по каким только бабушкам-ведуньям ни ездили, все было бесполезно. И вот однажды Аким узнал, что у него есть внебрачный сын Николай, которому исполнилось на тот момент лет семь. Юлия Михайловна оказалась очень рада такому стечению обстоятельств, и мальчик обрел новую семью.

- Она обожала детей и опекала всех цирковых ребятишек, - продолжает Ольга. – Обидеть малыша в цирке Никитиных было явлением невозможным. После того, как Юлия Михайловна прочитала «Гуттаперчевого мальчика», для нее это стало настоящим потрясением, и не дай Бог кто посмел бы в цирке причинить зло ребенку.

Здесь же работала цирковая школа. Аким Александрович брал на ставку педагога артиста из акробатов и платил ему дополнительно за занятия. Юлия же постоянно приносила ребятам гостинцы. Школа вышла на очень высокий уровень. Детям преподавали акробатику, были балетные классы. Балетмейстером у Никитина служил отец Нижинского. В классах занимались три дочери управляющего Романа Гамсахурдиа. Они работали наездницами, но однажды решили связать свою жизнь с балетом и без проблем поступили в балетную труппу на правах солисток второго плана. Когда в 1973 году отмечали столетие цирка, родилась мысль возродить школу, но идея так и осталась идеей. Хотя в Саратове вот уже 57 лет при Центре национальных культур работает цирковая студия «Грани алмаза».

Супруги Никитины жили скромно. Аким обедал в студенческой «обжорке», перекусывая бутербродом с недорогой колбасой «собачья радость». Но особо отличившемуся на репетиции ребенку мог подарить золотой червонец. Он понимал, что через пару лет этот артист принесет ему гораздо больше. А у малыша появлялся мощный стимул работать дальше.

Аким Александрович мог подначивать и взрослых артистов, играя на самолюбии. Проходя мимо жонглера, мог вскользь упомянуть, что в Европе в воздух подкидывают пять маленьких мячей и в это время еще и шестой лбом отбивают. И настолько тонко он это делал, что человек загорался его идеей. Артист готовил трюк, показывал его, спрашивал, так? Аким Александрович пожимал плечами, мол, не знаю, я ничего подобного еще не видел… Он очень хотел, чтобы в русском цирке развивалось как можно больше направлений. Каждый год Аким брал отпуск, ставил вместо себя Петра, а сам уезжал в Европу, где посещал лучшие цирки. Привезя новые идеи, старался повторить номера либо превзойти их. К примеру, не было русских конных жонглеров, и Аким придумал номер для своего сына. До сих пор в музее сохранилась открытка этого номера. Аким Александрович был настоящим мотором семейного бизнеса.

- Вот это самая старая афиша, - демонстрирует Ольга. – Она выпущена в 1885 году, ей исполнилось 132 года. Тут полный перечень того, что увидит зритель. Их выставляли в самых людных местах на перекрестках, базарах. Остальное было делом сарафанного радио.

Тайна наследства и фамильный склеп

С наследством Акима получилась очень запутанная история. Он несколько раз переделывал завещание, по-разному распределяя доли между сыном Николаем и второй женой Эммой Яковлевной. В конце концов, остановился на том, что главное, чтобы «за цирком оставалась его фирма», сохранялось имя Никитиных. Цирк братьев Никитиных должен жить. Акима не стало после февральской революции. Николай эмигрировал, но потом вернулся и женился на своей мачехе.

В этом году 21 апреля исполняется 100 лет со дня смерти Акима Никитина. Он похоронен в Саратове. Аким хотел, чтобы у семейства был свой фамильный склеп. В расположенном в Саратове Спасо-Преображенском монастыре (позже на его месте находилось военное училище химзащиты) на средства, пожертвованные им, была построена церковь-колокольня. На втором этаже располагался храм, внизу – склеп.

Юлии Михайловны не стало в Тбилиси. Сначала Аким Александрович похоронил ее там, но позже, когда храм был готов, перевез ее прах сюда. Церковь была названа в ее память в честь мученицы Иулиании. Своему сыну он сказал о желании покоиться рядом с ней и своими братьями. Николай его волю выполнил. В 1917 году Аким ушел в мир иной в Москве, и согласно завещанию Николай перевез его прах в Саратов.

- К нам приезжают артисты, которые увлекаются историей цирка, - продолжила Ольга. – Некоторые из них рассказали о судьбе Дмитрия. Он жил в Нижнем Новгороде, у него было двое сыновей, погибших в белом движении. Дмитрий был беден. После того, как он вышел из семейного бизнеса, занялся ярмарочными забавами типа музея восковых фигур. Но дела шли очень плохо. Аким высылал ему деньги на содержание. Где он похоронен, неизвестно.

Петр жил в Саратове. Дом братьев Никитиных на проспекте Кирова как раз принадлежал ему. После революции Петра переселили. Он бедствовал, голодал, писал Николаю и его жене с просьбой о помощи. Но письмо пришло слишком поздно. Приехавшие за ним родственники уже не застали его в живых. По словам бывшего главного режиссёра Саратовского цирка, хранителя и собирателя цирковой истории Саратова Александра Закирова, он также был похоронен в склепе Спасо-Преображенского монастыря.

В тридцатых годах монастырь вместе с церковью мученицы Иулиании взорвали. Но никто не знает, каким образом прах Никитина сохранился. Считается, что Николай Акимович приехал в Саратов, захоронил прах отца на Воскресенском кладбище. Но могилы Юлии Михайловны и Петра Александровича Никитиных не сохранились. Зато сохранился памятник, стоявший на могиле Акима в храме. По иронии судьбы он стоит сейчас на том же самом Воскресенском кладбище. Только находится на могиле генерал-майора Стенина, который ушёл из жизни в 1952 году. Видимо, его нашли на складах училища, сбили с одной стороны надпись и сделали новую. Но до сих пор, если приглядеться, можно увидеть надпись от сына отцу Акиму Никитину. На месте последнего пристанища Акима стоит другой памятник. Состояние его оставляет желать лучшего, но поскольку он также считается памятником культуры, заменить его нельзя. Надежда только на реставрацию.

До 1928 года саратовский цирк стоял на Митрофаньевской площади. С 1929 года начался новый этап – строительство большого современного здания на улице Чапаева. Но это совсем уже другая история.

Ольга ЛЕТУВЕТ