Союзники. Кому в Саратове нужна новая писательская организация?

Оказывается, в нашем городе кроме известных мне филиалов СПР, СРП образовался еще филиал неведомой РСП. Поясню: некогда Союз писателей РСФСР раскололся на два – Союз писателей России и Союз Российских писателей, у которых отпочковались и местные отделения. В Саратове СПР многочислен и пользуется поддержкой социально близкой ему власти, которая финансирует ему журнал «Волга 21 век», а пролиберальный СРП изначально был хил, и журнал «Волга» издаётся группой профессионалов-энтузиастов на собственные средства.

А ещё, в бытность у нас губернатором Павла Ипатова несколько отколовшихся от СПР литераторов образовали Ассоциацию Саратовских Писателей, которую опекала тогдашняя супруга Ипатова. Её подопечные много шумели, ездили в Москву и даже судились с Романом Арбитманом…

Но вот явилось местное отделение РСП (хорошо, что комбинации из трех букв исчерпаны) и о себе сообщает:

«Саратовское региональное отделение Российского союза писателей активно начало работать в 2017 году. 

Председателем отделения был выбран Феликс Маляренко, детский писатель, начавший свою литературную деятельность ещё в 1970-х годах. В данный момент Ф. Маляренко входит в десятку самых продаваемых детских писателей в нашей стране. Общий тираж его книг, вышедших в 2016 году, составил более 150000 экземпляров».

Маляренко так Маляренко.

«В Саратове, где живет литератор, его имя хорошо знакомо подрастающему поколению»,  – утверждает сайт PENZAINFORM, а он сам на другом делится сокровенным: «Задумал "Биробиджанскую азбуку" в подарок городу. Кое-что у меня уже есть, с "еврейским оттенком". Вот стишок на букву "С": Летят, летят снежинки, И нет прекрасней вида: Как весточки Израиля, Как звездочки Давида. (https://eaomedia.ru/news/505981)

Я же некомпетентно полагал, что евреев в Биробиджане еще меньше, чем в Саратове, и для национального просвещения детей малочисленной титульной нации там бы надо дарить не русскую азбуку, а еврейскую.

Но главное в творчестве Маляренко это детские стихи. Купить (520 рублей) его «Сказки о свинках» мне не по карману, посмотрю читательские отзывы.

«Когда вижу на прилавках алфавит в стихах, то не могу удержаться от приобретения. Только после покупки этих карточек, я стала еще и проверять стихи с картинками на адекватность. Даже в голову не могло прийти, что из 33 карточек, нормальными окажутся всего несколько штук. 

И
Весёлая избушка
Гуляла по опушке
Вприпрыжку  по дорожке
На длинных курьих ножках.
И шли за ней по травке
И прыгали по кочкам
Клевали всех козявок
Шесть маленьких комочков
Пищали и шумели
Весёлые ребята.
И кто на самом деле?
Конечно же «избята»!

ИЗБЯТА!

Да я просто в ступоре была, когда увидела эту карточку с буквой И.  Конечно же, эти карточки я не рекомендую покупать». 

Может, читательница несправедлива к автору избят, но как быть, если он предлагает варить мышей?

Воин Кот не шелохнется
Мастер он штыка и пули
Враг Мышаня не прорвётся

Путь его прямой – в кастрюлю.

Ладно, может, кому мыши и по вкусу, едят же лягушек и тараканов, но тяжеловато придется Маляренко в Саратове, ведь у нас  уже  есть Михаил Муллин,  вот его стих «Устройство барана», видимо иллюстрирующий схему разделки туши:

А баран устроен проще,
Чем обычный человек, 
Ведь очков и брюк и шляпы,
Даже галстука в нём нет.
Но частей в нём не двенадцать,
Можешь сам ты перечесть.
Но учти, что у барана

Есть ещё рога и шерсть.

Пожалуй, Маляренко не устоять против Муллина, который, не знаю, входит ли  «в десятку самых продаваемых детских писателей в нашей стране», потому что не ведаю, где и кем эта двусмысленная десятка определялась. 

Узнав о существовании саратовского филиала РСП, решил узнать и о его верховном Центре.

Российский союз писателей возглавляет Кравчук Дмитрий Владимирович (Алекс Герд), о котором я по отсталости не слышал, а оказалось, что он личность известная, учредитель и гендиректор 7 всяческих ООО. Про литературное его творчество неизвестно, а вот репутация его сайтов «ПРОЗА. RU» и «СТИХИ. RU» не лучшая. Конечно, среди помещенных там текстов десятков тысяч авторов наверняка  бывают сносные и даже талантливые, но как их разглядеть в чудовищном потоке безостановочной графомании? 

Чем занимается РСП узнать из его сайта невозможно, там нет ни одной фамилии членов нового писательского содружества. Оно и правильно: ведь как заметил  Пушкин, «самою полною сатирою на некоторые общества был бы список его членов». Видимо те, кто туда вступает, принадлежат к неисчезающей категории пишущих граждан, которые убеждены, что писатель и член это синонимы. Зато по части встреч активны провинциальные отпочкования. 

Филиал РСП в Саратове кроме общений с посетителями библиотек, каких фото много на сайте,  выпустил альманах, в который и заглянем.

«Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию альманах с произведениями членов Саратовского регионального отделения Российского союза писателей. Авторские работы, представленные в данном сборнике… Среди представленных авторов… этих людей объединяет то, что они представляют… Феликс Маляренко, Председатель Саратовского регионального отделения Российского союза писателей.

Уважаемые читатели! С особой радостью представляем Вашему вниманию работы наших писателей-земляков... работы сразу двадцати авторов. Радостно выпустить этот альманах в свет ещё и потому, что он сразу попадает в руки читающей аудитории, отпуская в жизнь изданные здесь произведения… Редактор Юлия Клюева».

Мало-мальски сведущий в литературе человек, прочитав эти перлы, на них и закончит знакомство с «данным изданием», но я все же старый литератор и не поленился перелистать.

Конечно, не все тексты равно убоги, многие убоги неравно, иные даже не совсем убоги, просто далеки от литературы.

Галина Вольская (Попова) родилась в 1949 году в городе Вольске, окончила физический факультет Саратовского университета имени Н.Г. Чернышевского. Сейчас на пенсии. (Биосправки есть не о всех авторах).

Незатейливо грамотное изложение разных фактов долгой трудовой и житейской биографии и пусть бы, но в заключение, увы, и стихотворное: «Я люблю эту землю /И в жару, и в мороз. /Я люблю эту землю /Не на шутку, всерьез. /Пусть хохочут Иуды,/ Ищут жирный кусок, /Никогда не забуду /Этот скромный лесок». 

Вера Ветрова.

«Волк (Баллада)». Не ново, но всегда любопытно, когда высказываются от имени волка, ещё бы с языком автору совладать: «Стал жидкий воздух вкруг него тогда, /Что меня резко дёрнула узда /Невнятных чувств к нему, /и тут же, властно, /Моя природа двинулась обратно...»

Татьяна Дементьева. 

«Святая Русь, моя Россия! /Тебя люблю я всей Душой. /Ты Богом выбрана Мессией, /И на планете голубой /Тебе одной дано лишь право, /Творить в созвездии миров». Конечно, рифмовать Россия-Мессия это всё равно, что розы-морозы, зато чувств сколько! И далее, и далее: «Мы народ единый, / цель у нас одна, / Чтобы Русь Святая / счастье обрела. /Чтобы не делились на рабов, господ, /И в единстве духа жил святой народ/. Против святости не попрёшь, могут обвинить в русофобии…

Дмитрий Зотов то перелагает в рифму прочитанное о Максимиллиане  Волошине: «Макс Где, хороший мой, /любви колыбель? Где Волошин шел домой, Коктебель. В нем была такая сила добра, /Что лицо запечатлела гора./В век, когда и головы не снести,/ Он стремился защитить и спасти», то выражает уверенность, что ему благоволит сама Марина Цветаева: «О, как я Вашим дорожу Благоволеньем! /За наслажденье понимать Без перевода. /За наважденье узнавать – Одна порода», то, вдруг опростившись, торжественно назидает выпускников школы в стиле советских песен: «И юность с вами под руку идет./ Запомните своих учителей. /Запомните и поблагодарите. /Тепло своих сердец им подарите /И сохраните в памяти своей», то опять взмывает выше некуда: «Однажды поселившийся Мессия/ Оправдывает это бытие. /И по ночам баюкает Россия /Святое продолжение своё». 

Елена Йост-Есюнина.

«Дождь застыл на ветвях жемчугами, /Звёзды смотрятся в луж зеркал/Отражается в льда амальгаме /Крепдешин, что луна соткала». Конечно, и дождевые жемчуга, и луж зеркала, и льда амальгама, всё это было штампом ещё в позапрошлом веке, но всё-таки складно…

Людмила Калинина родилась в 1953 г., в 1969 г. получила первую премию, участвуя в конкурсе молодых поэтов, проводимом журналом «Советский школьник» и т.д. И – случай особый, печаталась в журнале Всероссийского общества слепых «Наша жизнь». Достоинства её рассказика «Случай с автобусом» не только в трогательности эпизода, но и в простой вере в воздействие слова. И даже несколько комичный её «Ответ Ивану Бунину»: «Рассеянный солнечный свет /На землю с трудом попадает. /«Для женщины прошлого нет», /Так Бунин Иван утверждает. /Он мудро когда-то писал /На грани любви и науки. /С любимой женой он не знал, /Как женщины тонут в разлуке», с сочувствием я прочитал /без всякой натуги и муки.

Юрий Каргин родился в 1963 г., был учителем, сотрудничал с саратовскими СМИ, автор краеведческих телепроектов, председатель балаковской первичной ячейки Союза журналистов РФ. Словом, матерый журналист и краевед, понять не могу: зачем ему РСП? Читая его очерк «Как погиб Чапаев?», (а про Василия Ивановича, как мы знаем, интересно всё), подумал, что автор явно не советовался с живущим в Саратове виднейшим чапаеведом Виктором Бирюлиным, иначе не ссылался бы на авторитет дочери комдива Клавдии Васильевны, которая любила жаловаться в инстанции на бирюлинские разыскания.

А сам Феликс Маляренко, оказывается, пишет еще и армейские рассказы на вполне средне-литературном уровне, с которыми в альманахе и выступает. 

Павел Миронец разнообразно восхищается родным городом: «Саратов с врытыми домами /По пояс – вплоть до крестовин /– Встречал гармонью и блинами /– Добрейший русский гражданин. /Дворянской гордою осанкой, /Крестьянским бытом и сохой,/ Отбитой колокольной склянкой, /Трамвайной красной полосой. /Горели золотым покровом /Над волжской далью купола, /И отдавалось эхом – «Слово», /И ладан лился, как смола… /С консерваторскими басами /Смешались скорби бурлаков, /А берег выстлан голосами /Влюблённых в Волгу рыбаков».

Даже не знаю, что здесь прелестней: крестовины ли, которые в домах имеются лишь на унитазах, а их во врытых по пояс избушках не бывает, морская ли склянка, которая не звук, а отсчёт времени, на церковном колоколе, загадочное ли «Слово», ладан ли, который сам и есть смола, а в храме литься никак не может по причине своего горения…

У Александра Михина (1929 г.р.), который «родился в потомственной охотничьей семье, его предки были собаководами, и все содержали борзых», представлен крохотный стишок и заметка о пенсионерке, которая тронула меня вероятно потому, что тоже не вчера родился, однако, любя собак, жалею, что дедушка не о них написал.

Алёна Молотилина родилась в 1987 г. в Саратове. Юрист, преподаватель, редактор студенческого журнала. Писать стихи начала в возрасте 8 лет, с 2000 г. периодически публикуется в газете Татищевского района «Сельская жизнь». 

«Рука на пульсе. Отсчёт ударов. /За шестьдесят. И ракетой в космос. /Здоровье в норме… /Весна на связи... По чашке кофе хандрящим нервам… Да к чёрту лужи и дождь, и ветер! Всего-то нужно опять влюбиться!»

Энергичная девушка требует аналога себе в спутники: «И Вечным Союзником стану я с тем, /Кто править со мной будет в силе. /Избранник мой будет по духу силён, /А слабым со мною не место… Пусть глупые дуры беспечно сидят, /За вышивкой век коротая, /И прячут стыдливо опущенный взгляд. /Да только вот я не такая!». 

Наверное, не замужем. 

Юлия Клюева окончила филологический факультет СГУ. В последние годы творческая деятельность связана с работой с православными СМИ Покровской епархии. Финалист литературной премии «Наследие 2016», учреждённой Российским Императорским Домом. 

«Ты – любовь моя последняя... Иногда любовь даётся как дар. Она есть, и её не может не быть. Она проходит сквозь годы, только усиливаясь и бесконечно углубляясь. Сердца стоят друг против друга, вначале только касаясь, со временем же срастаясь до полного единения». Это – проза такая. 

Ладно, чего уж там, не станем придираться, великой княгине Марии Владимировне Романовой виднее: «Подарочное издание премиум-класса. Для внутреннего блока используется матовая мелованная бумага – самая дорогая бумага, применяемая в книгоиздании. Дизайн обложки выполнен с использованием символики Российского Императорского Дома. <…> Вы можете заказать любое количество страниц для публикации своих произведений. Стоимость одной страницы – 2000 рублей (во всём тираже альманаха).

Ещё жалостливый рассказик: «Большое сердце всегда любит до конца. Истерзанное и обессиленное, исплакавшееся от боли, оно находит силы только в своей бесконечной любви. Его молчаливая благодарность вернулась ей нежданной любовью. Расписались они через пару месяцев после встречи».

Ника Кораблинова.

«Поздравляю тебя, город! /Город мой в листве осенней, /Весь туманами рассеян, /Чисто дождиком умытый, /Для друзей всегда открытый. /Есть завод, ДК, бассейн, /Город в зелени поселен. Людьми славен, и делами, /К звёздам рвущийся домами. /Город мой цветами дышит, /Шум трамваев в нём не слышен. /Тихий город сотни лет, /Город славы и побед».

А в саратовской мэрии нет стенгазеты? Туда бы…

Ульяна Опалева.

«Публикуюсь на сайте Стихи.ру под псевдонимом Карина Лек с июня 2010 года. С большой любовью и почтением отношусь к живому слову, потому что в нём заложена великая сила». 

«Чтоб мы с тобой смогли родиться!/ Среди нескошенных полей, /Среди заброшенных погостов. /Как запоздалый соловей, /Пою невидимо и просто». При этом Ульяну возмущают признанные поэты: «Не тот поэт, /кто силен рифмовать… Не тот поэт, /кто может украшать… /Не тот поэт, кто молнией разит. /Шокирует налево и направо, /Терзая слух и мудрствуя лукаво. /За славу и пиар готов продать Родную мать!»

Татьяна Овчинникова, преподаватель русского языка и литературы. Стаж преподавательской деятельности 35 лет. Дипломант Российского поэтического конкурса «Дорожные мотивы» (2011 г.) (Не надо удивляться давности диплома, этот конкурс единожды в том году и проводился среди железнодорожников).

«Есть на белом свете чудеса /Чудеса бывают, точно знаю! /Я вчера увидела рассвет /И была счастливая такая, /Будто мне опять семнадцать лет...»

А Татьяна Семеновская грустит и надеется: «Корабелы строят корабли, /Позабыв об алых парусах. /Паруса, как вестники любви, /Не трепещут на шальных ветрах…  /Что ж, уходит лето, /Пришла она, осенняя пора. /Раскроет осень все его секреты/– Пусть откровенны будут вечера!»

Жительница США Ирина Серебрякова – ежегодный номинант национальной литературной премии «Поэт года» [2014, 2015, 2016, 2017] и литературной премии «Наследие» [2014, 2015, 2016 г.г.]. Сейчас, куда ни плюнь, попадешь в какого-нибудь номинанта, этим званием незаметно подменяют понятие дипломант, слова-то похожие.  А вот  и стихи: «Ах, Франция... Ах, Франция... /Как ты могла предать себя?/ – Tы предала и наше восхищение... /Mы смотрим на тебя, скорбя./ – Tы предала перед тобой благоговение; /Tвои изысканные женщины должны надеть чадру?/ Tвои шансоны смолкнуть на Монмартре? /Tвой Лувр поникнуть в мракобесия чаду? /«Paris» и «France» сменить название на карте? /Как ты могла забыть Вольтера и Потье/? Пиаф, Дассена и Мирей Матье...» Восхищаясь изысканной рифмой «Потье-Матье», не могу присоединиться к американке и президенту России, жалеющих  бедных парижан за арабов и желтые жилеты.

Любовь Сорокина из упорных женщин: «Качели любви. Я с тобою, как на качелях –/То взлетаю, а то – снижаюсь. /То птицей парю в небесах, /То брошенкою скитаюсь. /Одно лишь слово твоё, /Да что там слово, молчанье /Меняет в душе моей всё,  /Зато, когда вверх я лечу, /В душе расцветает сад... /Я любима! Любить хочу! /И совсем не хочу назад...»

Алла Тяжева-Каргина родилась в 1963 г. Преподаватель немецкого языка, переводчик, тоже неоднократный номинант премии «Поэт года» и «Писатель года».

К сожалению, в альманахе не самые выразительные творения этой жительницы  Балаково: «Мои руки становятся пеплом…/Моё сердце становится пеплом…/ Мои чувства становятся пеплом… /Безысходность и боль расставания /– Постижение тайн мироздания.!»  А ведь есть у неё (СТИХИ.RU) такие пламенно-гражданские, каких даже в строку боюсь воспроизвести:

Незалежной Украине
Вы об этой свободе мечтали,
Выходя на промозглый Майдан:
Чтобы дети ночами не спали,
Пряча хлеба кусочек в карман?
И своею свободною мовой
Посылая мальчишек на юг,
О Европе мечтали вы новой
Под напевы крещенских вьюг?
У манкуртов память ничтожна…
Не в чести сам Шевченко теперь?
Только ранней весной погожей
Не оплакать вам всех потерь...
Не протянет руки Европа!
Испугавшись в который раз,
Повернётся холёной ж...й…

…Поздно вспомните вы про нас!

Алевтину Хрулёву (Селиванову), которая окончила Вольское педагогическое училище по профессии педагог – музыкант, за её жизнерадостную бесхитростность, и как последнюю по очереди в альманахе, тоже воспроизведу не в строку, а целой строфой: 

По Благословению Бога 
В день морозный, в феврале, 
Родилась я в Балаково, 

На Саратовской Земле! 

Издан же альманах ООО "Задира-плюс", которое «создавалось с целью внедрения на Российский рынок игр и игрушек из картона, как экологически более чистого материала по сравнению с аналогичными изделиями из пластмассы, с более низкой демократической ценой».

Охотно приложу рекламу ООО к содержимому альманаха.

Сергей Боровиков

Подписывайтесь на наш телеграм-канал