Журналист, саратовский старожил Сергей Перепечёнов представил версию, объясняющую обнаружение при строительных работах в Саратове старых подвальных помещений с арками, дверьми и окнами.
«Есть версия, что в начале 19 века движение тектонических платформ вызвало землетрясение и оползень (об этом говорили член-кор АН Г.И.Худяков и краевед Л.В.Виненко). Возможно, Лысая (завокзальная) гора к началу 19 века была значительно выше и массивнее, чем сейчас. Не исключено, что она и стала тем ориентиром "Жёлтая гора", которая и дала название Саратову.
Так вот, возможно, после землетрясения значительная часть горы сползла через всю центральную часть города Саратова. "Язык оползня" прошёл к Волге в границах нынешних улиц Советская (Рабочая) - Московская (Кутякова), образовалась насыпь (до ул. Соборная незначительная, а от Радищева и особенно от Чапаева и выше - в 2-3 и более метров).
За несколько десятков лет эта насыпь осела, расползлась и устоялась. Получился бугор особенно заметный в обе стороны по ул.Радищева, Горького, Вольской, Чапаева. Выше "Липок" исторических, архитектурных ориентиров той поры в этой зоне нет.
Всё что строилось потом (через 70-100 лет) - Вокзал, СГУ, ТТУ - возводилось уже по новому сформированному основанию. Уже где-то к 20 годам 19 века существовал генплан застройки Саратова с проектируемыми кварталами. Архитекторы той поры концептуально его придерживались, развивая городское пространство за улицы Камышинская, Астраханская и далее.
Думается, что при освоении новых подворий находились даже не фундаменты, а стены и дома (возможно даже 2-хэтажные), у которых верхнюю часть снесло оползнем. И при новом строительстве, такие, ставшие подземными, помещения откапывали и превращали не только в погреба, но и в жилые подвальные помещения, у которых сохранялись оконные проёмы ниже уровня тротуаров.
Я знал, бывая в таких домах. На углу улиц Пугачёвской и Вавилова дом снесли в конце 60-х годов. Другой, барак на углу Астраханской и Вавилова, где сейчас ТЦ "Ковчег" снесли 10-15 лет назад. 4 квартиры были в глубоком подвале и столько же в наземном бараке, деревянном довольно лёгким.
Именно после этого "большого оползня" Саратов стал небезосновательно признаваться как сейсмоопасная зона, в 70-80-е годы 19 века распространилась практика строительства бревенчатых (из брусьев типа шпал) домов, обкладывавшихся кирпичом. При этом фундаменты зачастую были очень слабыми, подземная часть на песчано-щебёночном основании с гидроизоляцией битумом (смолой). Тогда же стали укреплять проезжие части улиц завозным (что важно) булыжником.
Я не историк и моя версия не претендует ни в коей мере на научность. Но мне кажется, что так быть вполне могло».
Сергей Перепечёнов