Имя Сергея Накарякова уже много лет собирает самые престижные залы по всему миру. Феноменальный трубач, чью игру отличает не только безупречная виртуозность, но и нежный лиризм, живет за рубежом, однако часто выступает в России.
На концерте в Московской консерватории Сергей Накаряков блистательно исполнил «Вариации в стиле рококо» П.И. Чайковского в сопровождении Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Владислава Лаврика. Корреспонденту «Репортера» удалось пробраться за кулисы и несколько минут побеседовать с выдающимся музыкантом.
- Сергей, я знаю, что с Саратовом у вас связаны свои давние воспоминания…
- В Саратов я несколько раз приезжал на консультации к Анатолию Дмитриевичу Селянину. Мы с папой прилетали к вам на самолете тогда еще из Горького. Это был такой очень важный этап.
- Тогда была волна вундеркиндов – Евгений Кисин, Полина Осетинская, вы… Можете ли вы, как представитель этой волны, сказать – меняет ли каким-то образом мироощущение человека обучение музыке с раннего детства? Вне зависимости от того, станет ли он впоследствии музыкантом или нет…
- Это не ко мне, я не вундеркинд (смеется). Меняет, безусловно. Вообще искусство всегда человеку на пользу, касается ли это музыки или, например, живописи. Что это дает – вопрос к ученым, но вообще человеку всегда хорошо расширять свой кругозор и уметь что-то чувствовать.
- Вы – воспитанник в основном домашнего обучения. У официальной системы образования есть множество минусов, которые всем известны. А есть ли какие-то минусы у обучения дома?
- Комбинация «родитель – педагог» - это взрывоопасная смесь, и не у всех это получается. Есть масса случаев, когда какие-то знаменитые музыканты не могли заниматься с собственными детьми, потому что им не хватало терпения. Потому что когда мама или папа занимаются с ребенком, а в семье очень тесные отношения, то все удачи и неудачи воспринимаются близко к сердцу. И, когда что-то не получается, родителям бывает тяжело держать себя в руках, со всеми вытекающими последствиями.
- Некоторым педагогам тоже сложно держать себя в руках…
- Ну, обычно педагогам проще как-то себя дистанцировать. Есть педагоги, которые действительно болеют за учеников всей душой, но с отношениями родителей с детьми, мне кажется, это все равно очень сложно сравнить.
- На вашем сайте есть страничка с вашим репертуаром. Там практически нет современной музыки. Это какой-то принцип или…
- Современный репертуар потихонечку будет появляться. Например, Йорг Видманн написал для меня концерт, он такой действительно очень современный, виртуозный, я его активно играю на сцене, почти год назад была премьера в России, в Санкт-Петербурге. Недавно в Мюнхене была премьера – есть такой композитор Петр Ружичка, он написал концерт для трубы/флюгельгорна и трубы пикколо. И вот мы с моим коллегой Джулиано Соммерхальдером его исполнили 5 октября. Так что постепенно современная музыка появляется. Другое дело, что это – не мое основное занятие, и меня больше привлекает Моцарт, Шуман, тот же Чайковский – сегодня, кстати, прозвучало одно из любимых его произведений.
- А то, что дирижер – тоже трубач, помогает?
- Дело не в том, что он трубач, а в том, что Владислав – замечательный музыкант. Мы очень давно знакомы, у нас сложились теплые отношения. Здесь еще вопрос правильной энергетики – я себя на сцене рядом с Владиславом очень комфортно ощущаю. Это важный момент.
- Вы живете в предместье Парижа. Чем обусловлен такой выбор?
- Главный фактор – что это центр Европы, и из Парижа удобно летать. Помимо этого, я когда-то пару лет побыл там студентом, выучил французский, мой первый менеджер был во Франции, и в какой-то момент мы с семьей там осели. Позднее родители уехали обратно в Израиль, а я остался и на данный момент мне там очень комфортно уже много лет. При этом я никакой не француз, у меня нет французских документов.
- Расскажите, каких пополнений в вашей дискографии можно ожидать в ближайшее время?
- Ближайший диск, который должен выйти – в нем как раз будет современный концерт Видманна для трубы и, как контраст, концерт Моцарта для валторны и концерт Гайдна для гобоя, которые будут исполнены на флюгельгорне.
Дмитрий Маркин