Сергей Храмов: Трудовой Кодекс РФ давно требует переформатирования

Спикер Госдумы Вячеслав Володин и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко внесли в Госдуму законопроект о регулировании удаленной работы.

Помимо «дистанционной работы» в Трудовой кодекс предлагается ввести понятия «временной дистанционной (удаленной) работы» и «комбинированной дистанционной (удаленной) работы». Изменения позволят гражданам работать без стационарного рабочего места, а также комбинировать офисную и дистанционную работу.

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировал генеральный инспектор труда общероссийского объединения профсоюзов «Союз профсоюзов России» Сергей Храмов:

- Тут есть много моментов, которые хотелось бы пояснить. К примеру, различие между дистанционным и удаленным трудом. По мнению руководителя правового управления ФНПР, одного из авторов законопроекта, дистанционная работа предполагает работу аккордную и, соответственно, оплату по результату. Это делает абсурдным понятие трудового договора, который предполагает квалификацию рабочего времени, а не выработку. 

Конечно, возможности применения дистанционного или удаленного труда следует развивать. Но при этом следует избегать чрезмерной регламентированности, что, к примеру, случилось с запретом о применении заемного труда. Если нам не удастся этого избежать, то большинство работодателей предпочтут вообще не связываться с наймом собственных работников для удаленного или дистанционного труда – им будет проще целиком перейти на работу с самозанятыми или ИП. А то тут уже предполагается масса нелепейших условий, как, например, предписание работодателям возмещать своим удаленным работникам затраты на электроэнергию и прочее. 

На мой взгляд, Трудовой Кодекс наш давно требует переформатирования в целый пакет законов о труде, регламентирующих разные аспекты трудовых отношений. Один закон, к примеру, регламентирует охрану труда и производственную санитарию с гигиеной, другой – оплату труда, третий – трудовой договор и так далее. Сейчас мы имеем закон о работодателях, закон о работниках микропредприятий, не входящие в Трудовой Кодекс, так что определенные шаги в этом направлении мы уже сделали. Необходимо продолжать, поскольку, на мой взгляд, на этом пути нам будет куда легче маневрировать и регулировать отдельные вопросы в интересах и работников, и работодателей. 

Опять же ключевой элемент ТК – трудовой договор – не предполагает равноправия участвующих в нем сторон, работника и работодателя. Да, ТК предписывает работодателю обеспечивать работнику определенные условия и ухудшать их разве что «с согласия работника». Но если работник такого согласия не изъявляет, он скоро оказывается за воротами, как показывает опыт. 

Думаю, что подобная история случится и с дистанционной работой. Работника или сразу будут принимать на дистанционку, или заключать с ним дополнительное трудовое соглашение. А отказ от заключения такого соглашения, согласно ст. 74 ТК, означает, на минуточку, собственное желание работника уволиться. В общем, немало тут подводных камней, которые в новом законопроекте следует аккуратно обойти. Хотя я считаю, что закон о дистанционной работе на сегодня – не самая актуальная проблема трудового законодательства. Это вам не намерение сократить срок уведомления о сокращении, о котором говорят не так громко, хотя и следовало бы. 

Нам никогда не следует забывать, что работники составляют основную массу и электората, и налогоплательщиков, и, самое главное, покупателей. Чем больше у работника доход, тем интенсивнее развивается национальная экономика.

Подготовил Иван Орлов