Сергей Храмов: россиян ждут массовые сокращения в связи с коронавирусом и кризисом

Согласно заявлению премьер-министра России Михаила Мишустина, российские компании, которые будут увольнять сотрудников или задерживать им зарплаты в период пандемии коронавируса, будут подвергаться проверкам и наказаниям со стороны трудовой инспекции, ФНС и прокуратуры. В сегодняшней ситуации необходимо использовать все возможные меры гибкой занятости граждан, отметил премьер. Помимо этого власти намерены следить за процессом перевода сотрудников на удаленный режим работы.

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировал генеральный инспектор труда общероссийского объединения профсоюзов «Союз профсоюзов России» Сергей Храмов:

- Заявление Михаила Мишустина, конечно, очень интересное, но абсолютно бессодержательное – вполне, впрочем, в духе российских чиновников. У нас в Трудовом Кодексе прописана масса причин, по которым работник не может подвергаться дискриминации со стороны работодателя. И ни один работодатель никогда не уволит работника по этим причинам – найдет десятки других, не запрещенных Кодексом, и именно их и пропишет в заявлении об увольнении. 

Так и в этой ситуации: да, отсутствие заказов неизбежно ведет к сокращению сбыта и производства, что в свою очередь влечет высвобождение работников. Но даже если кто-то и надумает по этой причине сокращать персонал, то никогда не станет обосновывать свое деяние «эпидемией коронавируса» - уж найдет что-нибудь вполне легитимное. 

Да, собственно, и искать нет нужды. У нас тот же ТК в ст. 157 предписывает: в случае простоя, не зависящего ни от работника, ни от работодателя, работник должен получить оплату в размере 2/3 от тарифной ставки. А ставка у нас почти везде составляет не больше половины зарплаты – даже на автобазе администрации президента водители имеют ставку в размере МРОТ, а получают ежемесячно плюс к ней по 200% премии. 2/3 от МРОТ составят не более 10 тысяч рублей. Ну и кому при таком раскладе нужно сокращать работников и выплачивать им при этом (по закону!) выходное пособие в размере трехмесячной заработной платы – не тарифной ставки, а фактически начисленной зарплаты, когда можно (опять же – по закону!) перевести их в вынужденный простой? 

Так что премьер в очередной раз сработал на публику. Вот если бы правительство пообещало поддержать бизнес на плаву в трудную минуту, компенсировать потери – другое дело. Но оно пообещало только трехмесячную отсрочку (даже не отмену) уплаты налогов. Не знаю, кому такое предложение может показаться щедрым. 

К слову, последствия пандемии коронавируса для российского бизнеса будут не столь серьезными, как последствия кризиса, который сами же власти и устроили своим решением по ОПЕК. Именно они поставили компании в такие условия, когда они вынуждены сокращать штат. Получается, что подобными заявлениями власти перекладывают с себя ответственность на предпринимателей. 

Если говорить о каких-то прогнозах, то покупательская способность населения уже упала на 20%, а вслед за ней примерно на столько же упадут сбыт и производство отечественной продукции. В итоге одни предприниматели будут вынуждены полностью свернуть свой бизнес, а другие избавиться от части сотрудников. В результате данных пертурбаций Россия может столкнуться с массовыми сокращениями рабочих мест.

Подготовил Иван Орлов