Саратовская Потемкинская область – кому это нужно?

Случилось невероятное – в Саратове побывал едва ли не самый богатый уроженец города Роман Абрамович. Как рассказывают, к этому визиту приложил руку спикер Госдумы Вячеслав Володин, который заинтересовал владельца лондонского «Челси» проектом строительства Парка покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина в Энгельсском районе.

В аккаунте сторонников Володина в Инстаграм размещено короткое видео, запечатлевшее Абрамовича, посетившего сакральную для каждого жителя области территорию. Бизнесмен шагает на порядочном отдалении от Володина и семенящего за ним Валерия Радаева. Выражение лица у Абрамовича – ну скажем так, не веселое.

Конспирологи уже подсуетились. Кто-то сватает Романа нашего в губернаторы. Кто-то уверяет, что у него тут большой коммерческий интерес.

На самом деле не очень-то верится, что Абрамовича могла заинтриговать возможность построить что-то в чистом поле. Парк покорителей космоса – затея, может, и хорошая, но явно не первоочередная для депрессивного региона. Ну не занимаются ландшафтным дизайном там, где вот-вот рухнет основное строение. Там, где грозит обвалиться крыша и течет канализация, не строят альпийские горки, не разбивают газоны и не устанавливают беседку из камня.

Только за последнюю неделю мы столько негатива узнали о Саратовской области, что любому другому региону хватило бы на год. 8 тысяч предприятий сгинуло в губернии за 6 лет руководства областью Валерия Радаева. Эти данные привел бизнесмен Михаил Волков. Я, кстати, думал, что больше. Впрочем, то была официальная информация.

В районах не хватает сотен врачей, несмотря на программы, которые придумывают во имя привлечения молодых специалистов в глубинку. Ну не работают эти программы, если дефицит не удается сократить. Люди поездили по европам, посмотрели, какие там деревни. У нас не так. И долго еще будет не так, потому что у государства другие приоритеты.

Местные СМИ практически каждый день рассказывают о попытках суицида саратовцев. Удачных и по какому-то стечению обстоятельств не доведенных до конца. В какой-то из дней таких попыток было шесть! Возможно ли это в процветающем субъекте РФ? 

Крупнейшее предприятие «Тролза» банкротится. Крутые троллейбусы выпускали, по всему миру ездят. Больше не нужны. И вот какие парки? Спасайте завод! Это сотни рабочих мест! Нет, ребята, мы лучше посадим на проспекте липы, а потом выкопаем и посадим на их месте другие!

У нас 9-летняя девочка погибла, в том числе потому, что ее дорога в школу – это путь через трущобы, коих в Саратове гораздо больше, чем облагороженных участков. Весь город сплотился вокруг этой трагедии, облазили все закоулки и еще раз убедились, что живем мы преимущественно в промзоне, среди гнилых развалюх и заброшенных сараев.

Нужен был ремонт проспекта Кирова? По-хорошему – нужен. Первоочередное это? Нет, конечно. В городе полно районов, где и дорог-то асфальтовых нет, а мы, как Москва, одну плитку на другую меняем. И совершенно понятно, кому эти понты важнее, чем реальные нужды горожан.

Но ладно: взялись – делайте везде! Если хотя бы исторический центр Саратова, вот эти тихие улочки с сохранившимися купеческими домиками, которые так понравились в свое время премьеру Дмитрию Медведеву, облагородить, Саратов реально преобразится. Но почему-то на это денег не находится.

Финансовый вопрос – традиционно самый болезненный. В условиях дефицита средств и выходит на первый план желание сделать не самое нужное для города, а самое запоминающееся. Потому и Абрамовича просят построить космический парк, а не вложиться в умирающее градообразующее предприятие.

Саратовская область радаевского периода – это одна большая потемкинская деревня. Причем если в историческом смысле деревня создавалась для пускания пыли в глаза высоким гостям, то в наших краях ее строят для местных жителей. Именно их всевозможные фонтаны на воде, скверы, фестивали окрошки и тюльпанов, самая большая пешеходная зона и прочие чудеса урбанизьма (именно так) призваны убедить в том, что живут они в самом передовом регионе. То есть это уже не деревня, а целая Потемкинская область. 

В самом деле – наши власти реально отчитываются перед жителями арбузным медом и дикими пионами, новыми фонарями на проспекте и «международным экономическим форумом», над которым кто только не потешался. Это будут вспоминать, этим будут тыкать в глаза накануне очередных выборов. В ту же Государственную думу. Меньше двух лет до них осталось…

И здесь яснее становится тренд на раскулачивание тех, у кого есть деньги. Сначала взялись за главврачей-миллионеров, теперь – за богатых бизнесменов. Региональный бюджет нищ, возможности по привлечению федеральных средств, видимо, не безграничны. А вот этих ребят пощипать – сам бог велел.

Знаете, сколько в Саратове миллиардеров и миллионеров, задались вопросом наши власти на совещании в СГТУ. Налоги не платят, говорят. Зарплаты у нас самые низкие в ПФО… И поэтому должны раскошелиться? 

Очень это странно прозвучало. Если нарушают законы, то изъятие недоимки – занятие для силовых структур. А если не нарушают, то как можно принудить представителей бизнеса «вложиться» во что-либо? Не напоминает это вам попытку членов домкома всучить булгаковскому профессору Преображенскому журналы в пользу детей Германии? По полтиннику штука. Берите, профессор, а то комнату отберем. Ну, власти всегда знают, чем шантажировать тех, у кого есть деньги… Самое смешное, что в чужой карман лезут со словами о необходимости любить Родину.

Даже не сомневаюсь, что многие саратовские бизнесмены решат расстаться с частью, дабы сохранить целое. Но тут два момента. Первое – мы в каком веке живем-то? Можете себе вообразить, чтобы где-то в США губернатор штата или сенатор приехал и начал рассказывать местным предпринимателям, что они должны потратиться?

А второе и самое интересное – на что эти деятели потратят деньги «социально ответственного бизнеса». Да на ту же Потемкинскую деревню, которую возводят для саратовцев!

И еще подумалось. Это ж какая теперь путаница начнется! Ну если Роман Абрамович на самом деле зайдет в Саратовскую область. Вячеслав Володин ведь уже анонсировал – «вложит сотни миллионов!»

Не понимаете, о чем я? Ну хорошо… «Наш великий земляк» - это теперь кто?

Константин Серов