Саратовскую область в рамках всероссийской акции «Волна здоровья» посетил теплоход с врачами. Консультации квалифицированных эскулапов получили пятьсот саратовцев и десятки жителей города Балаково. Нет сомнения, это полезная, гуманитарная акция.
Но, во-первых, она все же из разряда разовых, а не регулярных, а во-вторых, приплывшая медпомощь из Москвы в очередной раз напомнила об уровне местной медицины. Нет, Саратов далеко не аутсайдер в этой сфере с его богатыми традициями в той же хирургии. Но должно ли быть так, когда в городах с миллионным населением средний уровень врачей, работающих в больницах и поликлиниках, заметно не соответствует столичному (тем более мировому)? Правильно ли, когда для получения квалифицированной или так называемой высокотехнологичной помощи требуется дорогостоящая поездка в Москву или за границу? И это в XXI веке!
Тем временем в нашем регионе, как многие успели заметить, обозначился явный тренд на культурную составляющую. Здание ПАГС, например, передается музею Радищева, склады Рейнеке планируется отдать под галерею современного искусства, наконец, назначен новый министр культуры Саратовской области.
Не иначе как власти решили использовать культуру в качестве инструмента для развития региона в целом, для привлечения инвестиций, как это когда-то пыталась делать, например, Пермь или делают другие регионы. Или, как в случае с «теплоходом здоровья», это тоже разовые акции?
Как-то буднично вице-премьер РФ Ольга Голодец сообщила, что правительство намерено заморозить накопительные пенсионные взносы на три года или отменить их вовсе. Уже звучат мнения, что это лишь начало очередного витка закручивания бюджетных гаек. Как бы там ни было, за пенсию россиянам становится тревожно. Что по этому поводу думают постоянные эксперты «Репортера»? К ним сегодня, как обычно, три злободневных вопроса:
1) Какие проблемы мешают саратовской медицине соответствовать самым высоким стандартам? Материальные, организационные, сама система здравоохранения?
2) Верите ли вы в то, что региональные власти смогут эффективно применить культурный вектор для развития Саратовской области?
3) Как вы относитесь к заявлению Ольги Голодец и соответствующему возможному развитию событий? Как это может отразиться на благосостоянии российских пенсионеров?
Зинаида САМСОНОВА, председатель Совета регионального отделения Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Саратовской области, депутат областной Думы
1) Проблема в системе здравоохранения в целом, поэтому мы наблюдаем нехватку финансов, кадров, технологий и материалов. Врачи заняты не лечением пациентов, а заполнением бумаг. Иначе они останутся без зарплаты, и без того весьма низкой. Поглощенные отчетами врачи не могут повышать квалификацию, анализировать практику и делать выводы, у них нет времени на новые методы лечения. А те, у кого квалификация уже была, теряют ее.
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ выступает с идеей реформирования системы обязательного медицинского страхования, ведь сейчас около 35% бюджетного финансирования медицины уходит на содержание ФМС. Здравоохранение должно работать для людей, а не для отчетности.
2) Я хочу верить в Саратов. Если получилось у Перми, то получится и у Саратова. Туристам интересны музеи, картинные галереи, просто красивые места в городе. Наш город может стать культурным центром – база для этого есть, нужно продолжать работу. Это изменит отношение к Саратову, к его жителям, привлечет инвестиции. Власти и сами жители должны полюбить родной город и сделать все для его процветания.
3) На благосостоянии нынешних пенсионеров это не отразится, а для тех, кто еще нарабатывает стаж, это очередная плохая новость.
Наша пенсионная система нестабильна, люди не понимают, что будет с их пенсией, поэтому не хотят платить пенсионные взносы, соглашаются на зарплату в конверте. От этого страдает экономика в целом.
Государство очень вольно обращается с деньгами граждан. Средства накопительной части должны работать, чтобы будущие пенсионеры не так резко ощутили инфляцию. Тем не менее, в СМИ появляются новости о готовности Ростеха выполнить требования пакета Яровой за счет средств накопительной части пенсии. Государству недопустимо распоряжаться деньгами граждан так непрофессионально.
Виктор МАРКОВ, депутат Саратовской городской Думы («Единая Россия»)
1) В деревню, в глушь, в Саратов... Кое-что изменилось в жизни саратовцев со времён классика. Но предпосылок для выравнивания условий жизни в столицах и в провинции за эти годы не было. Так с какой же стати наша медицина, как и другие отрасли человеческих знаний, должны сравняться с московскими?!
2) Безусловно, развитие культуры способствует созданию положительного имиджа региона, привлекает внимание культурной общественности, туристов. Однако, по моему мнению, локомотивом развития региона во всех сферах, в том числе, культурной, может стать только экономика!
3) Чехарда и неразбериха с пенсионным законодательством, постоянные заимствования на самые благие и не очень (как пакет законов Яровой) цели из пенсионного фонда, а по сути – из кармана каждого платящего пенсионные взносы – не добавляют доверия к пенсионной системе и власти в целом.
Алексей ИВАНОВ, шеф-редактор информагентства «Общественное мнение»
1) А он, уровень местной медицины, бесконечно далек от мировых стандартов? Я не знаю, честное слово. Мне, к счастью, пока не очень часто приходится обращаться за врачебной помощью, а за высокотехнологичной так и вовсе никогда. Но я слышал довольно много историй от родственников и знакомых, которые весьма тепло отзывались о профессионализме саратовских врачей. Слышал, что открыли одну из лучших в России станций по переливанию крови, новый детский инфекционный корпус, завезли современное оборудование в онкодиспансеры, начали делать операции по трансплантации почек. Всему этому приходится доверять на слово.
Мне кажется, что дело точно не в людях. Тот же Бокерия сказал, что в Саратове – выдающаяся хирургическая школа. Дело в возможностях и материальной базе. И понятно, что высокотехнологичная медицина – это ультрадорогостоящее дело, что светила будут работать в федеральных центрах, а не в провинции. Но желать всего и сразу было бы глупо. Если для начала пациентов в стационарах не будут класть в коридоры из-за отсутствия мест, а приезда «скорой помощи» не придется ждать часами – уже шаг вперед.
2) Помнится, в нулевые годы очень популярны были поиски т.н. национальной идеи. Сформулировать ее внятно в итоге так и никому не удалось, но интуитивно в ходе крымских событий, санкций и проч. к общему знаменателю пришли. Самое смешное, что выяснилось: национальная идея в России это чуть ли не старое доброе, уваровское «православие, самодержавие и народность». Это я к тому, что все уже придумано до нас, стереотипы очень часто оказываются верными и так далее. Саратов – это город, во-первых, студенческий и, во-вторых, город классической культуры. Ну и, в-третьих, степенное, образцовое захолустье Русской равнины – далеко от Москвы, но все же не рудники, не тайга, не тундра. Европа-с!
Таким Саратов был много лет назад, таким остается, таким и будет. Я уверен, что брендирование Саратова обречено идти только в этом направлении. И не случайно, в который уже раз, идут вариации на избитую тему «столицы Поволжья». Не потому, что мы круче Казани и Нижнего Новгорода, а потому, что в этом есть ядро правды. Ну, может быть, не столица, и не всего Поволжья, а просто большой губернский город в традиционном стиле на берегу большой русской реки, несильно, в общем-то, изменившийся за последние двести лет, и люди здесь по-прежнему ходят в музеи, театры, хранят старые купеческие дома, к месту цитируют Тютчева и Блока. Не знаю, как уж там с инвестициями, но для того, чтобы сделать город, в котором хочется жить, вполне рабочая концепция, мне кажется.
3) Наша нынешняя пенсионная система – афера из той же серии, что и программа сбора средств на капитальный ремонт домов. Вроде как сегодня ты финансируешь предыдущего в очереди, а завтра следующий будет финансировать тебя. Это принцип финансовой пирамиды, и мы все прекрасно знаем, что пирамида рано или поздно упадет. Причем уже сегодня видно, что денег катастрофически не хватает даже на текущие расходы (ни по пенсиям, ни по капремонту), а, значит, неизбежно будут по ходу меняться правила игры, и заморозка накопительной части – не самое страшное. Вообще если пенсия уже радостно не стучится о порог вашей жизни, я бы не стал строить далеко идущие планы. Наверняка обеспечить достойную старость поможет разве что покупка рентабельных активов, которые можно будет гарантированно задорого продать лет через десять-двадцать, чтобы затем спустить деньги на путешествия, сиделок, уроки аргентинского танго и прочие пенсионные безумства. Но вряд ли этот вариант подходит для 99% моих соотечественников, включая меня самого.
Ольга АЛИМОВА, депутат Государственной думы РФ, КПРФ
1) Да все мешает из того, что перечислено в вопросе. А особенно неуемное желание чиновников реформировать, преобразовывать и всячески «улучшать». В Саратове еще остались хоть какие-то зачатки медицины, а то, что творится в сельской глубинке, — просто кошмар.
Когда власть взяла курс на создание высокотехнологической медицины, все это создавалось и развивалось в ущерб медицине вообще, а особенно сельской. Сокращались фельдшерско-акушерские пункты в селах, это и привело к тому, что на пять сел сейчас как максимум одна «скорая помощь» с одним фельдшером, который физически просто не в состоянии что-то сделать.
В связи с этим такие акции, как «теплоход здоровья», — это, конечно, хорошо и здорово, но надо же понимать, что это разовые акции, и Лео Бокерия (дай Бог ему здоровья!) не может постоянно мотаться по городам и весям на теплоходе или поезде.
Тут опять же нужна системная работа, и в первую очередь необходимо создавать такие условия, чтобы молодые и перспективные специалисты (и не только в медицине) после окончания учебы не уезжали из Саратова и области, а оставались тут работать.
Что касается среднего уровня врачей в нашем городе, то я не согласна с вами. На мой взгляд, в нашем городе есть замечательные врачи и замечательные традиции саратовской медицины. Да, наверное, есть какие-то трудности, но, думаю, что в первую очередь это связано с отсутствием понимания проблем регионов на уровне Правительства РФ, а не с уровнем врачей.
2) Ох, оставьте вы эти мысли — о каких-либо трендах на культурную ли составляющую, на образовательную или медицинскую. Все это — не более чем предвыборная риторика. Обещания кандидатов. Возможно, не обещания, а даже действия. Но действия разовые, которые, боюсь, закончатся аккурат на следующий день после выборов, то есть 19 сентября. Нет, разумеется, что и в дальнейшем власть будет продолжать «точечно», исключительно в режиме ручного управления решать «вкусные» вопросы, интересные общественности и особенно СМИ, но это не работа, а профанация.
А «работа» власти заключается в последовательном уменьшении бюджетных расходов на образование и культуру. И как следствие — повсеместное закрытие сельских Домов культуры, либо сокращение работников и ставок. Потемкинские деревни, которые возводятся властью на поле нашей культуры, — не более чем имитация работы. Но пока бюджетные расходы на культуру не перестанут хотя бы снижаться (об их росте я мечтаю), ни о каких действительно позитивных трендах в области культуры говорить не приходится.
Поверю в благие намерения «окультурить» Саратов и область после того, как вновь откроются детская художественная студия, выставочный зал в центре города и вернут детям помещение на Театральной площади.
3) У власти вообще какое-то «пенсионное обострение» приключилось на исходе лета. Сначала старший по партии «медведей» отличился и рассказал, почему получить один раз пять тысяч много лучше, чем индексация. Ответ, если коротко: чтобы было на что справить праздник. Речь премьер, видимо, вел о Новом годе, и, прочитав его слова, я поймала себя на мысли: складывается ощущение, что для Медведева предстоящий Новый год — пограничная дата, после которой не будет ничего, а отметить его надо на полную катушку. «А после хоть потоп», — как говаривал один французский король.
Но, в общем-то, премьер и предводитель «медведей» призвал не падать духом и пообещал, что и на следующий год гонка пенсии за галопирующей инфляцией продолжится. Дескать, деньги в бюджете на это выделены и даже зарезервированы. Но мы же знаем, что неисповедимы пути бюджетных средств в нашей стране. Что косвенно и подтвердила Ольга Голодец. В общем, в следующей Государственной Думе нас ожидает, по-видимому, серьезная борьба с желанием власти забрать себе пенсионные средства и закрыть с их помощью финансовые прорехи, возникшие в связи с неспособностью нынешней власти конструктивно работать и желанием здравых оппозиционных сил отбить эту атаку.
Вообще на пенсионные средства находится много желающих. На прошлой неделе, например, предложили за счет пенсионных средств решить финансовые проблемы, возникшие с принятием «законопроекта Яровой».
Да и редкая откровенность топ-чиновников по отношению к пенсиям и пенсионерам накануне выборов выглядит так, будто власть решила, что выборы уже прошли, и у них в думе настолько мощная поддержка, что хоть чушь неси, хоть деньги из народного кармана тащи.
Алексей ЛУКЬЯНОВ, Республиканский клуб, доверенное лицо списка кандидатов в депутаты Саратовской городской Думы от объединения «ЯБЛОКО-объединенные демократы»
1) Уровень медицины низок не только в Саратове, а по всей стране, кроме городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга. Там бюджет городов другой и уровень подготовки специалистов выше. Там вообще всё выше и больше. Что мешает?
Сегодня в медицине почти нет проблем с дорогостоящим оборудованием. Оно закуплено и где-то даже простаивает. Это могут позволить себе в большей степени государственные и муниципальные структуры, больницы и поликлиники. Закупить медицинскую технику и оборудование по коррупционным схемам с откатами сегодня проще, чем найти специалистов по обслуживанию в этой области, врачей, готовых работать за нищенскую зарплату. Тратить деньги на обучение врачей и переподготовку государство тоже не готово. Не работает медицинское страхование. А ведь каждый работающий отчисляет сборы в фонд обязательного медицинского страхования. Нет чёткой и прозрачной системы получения элементарной медицинской помощи за наши налоги. Все приспосабливаются «по своим». Огромные очереди к настоящим докторам, а их становится всё меньше, они уходят в частные клиники. Недостаток специалистов всё больше и больше. Нет ясности, что есть платное, а что бесплатное. Ни для кого не секрет, что больные и здоровые пациенты везде и всем платят в больницах. В карман заведующей, лечащему врачу, медсестре, принимающей роды и т.д. Почему это всё идёт не через кассу или через медицинское страхование? Имеет витиеватую схему? Ведь почему врач берет подарки и деньги, чего нет в частных больницах? Да потому, что государственная система здравоохранения не доплачивает специалисту за его знания и труд, не считая его человеком. Такой порядок выгоден тем, кто сидит наверху. Они получают свою долю бюджетного пирога за ничегонеделание, врач – свою с благодарного пациента. Ему просто ничего не остаётся делать. Чтобы хорошо лечить людей, он должен получать достойную заработную плату. Существует также проблема низкого уровня жизни населения. Платить за качественную услугу готовы немногие, но требуют все. Необходимо сделать отчисления в фонд обязательного медицинского страхования исключительно добровольным. Развивать систему медицинского страхования не на бумаге, а на деле. Государству нужно срочно повышать уровень оказания медицинских услуг, конкурируя с частными клиниками, выступая одновременно сдерживающим фактором роста цен на медстрахование и услуги.
2) Развитие Саратова должно опираться на такую модель хозяйствования, которая позволила бы обеспечить рост экономического потенциала и бережное использование культурного и природного наследия саратовского региона. Регулирование, несомненно, ложится на культуру и культурную политику как инструмент устойчивого развития. А это предполагает стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывное участие общества в экономической, социальной и экологической сферах.
Одним из главных факторов, способствующих достижению этих целей, является создание институтов государственно-частного партнерства, которое поможет сохранить и приумножить культурно-исторический потенциал региона и одновременно отгородить сферу культуры от жестких рыночных влияний, предотвратить разрушение отрасли в конкурентной среде. Сегодня в регионе есть много мест культурного наследия, удобных для туристического бизнеса. И работа в этой области, я думаю, будет продолжаться.
3) Российские пенсионеры живут одинаково бедно – что с «замороженными», что с «не размороженными» взносами в ПФ. Разница небольшая. Но будут жить, конечно, ещё беднее. Замораживание - это своего рода сигнал, что денег на пенсии нет и не будет в дальнейшем. И повышения не будет. Зато мы видим, какие огромные зарплаты и богатства у чиновников из Пенсионного фонда. Плюс страна в изоляции, экономика стагнирует, и правительство «умывает» руки. Есть прогнозы, что оно вообще откажется от выплат пенсий, как одновременно, так и от пенсионных отчислений в фонд с работающих граждан. Нужна глобальная пенсионная реформа, которая откладывается каждый год. Но на это действующая власть не способна.