Несколько дней назад на выездном совещании городской администрации на Увеке появилась идея – возить сюда экскурсии, чтобы все желающие смогли воочию увидеть место, где во времена средневековья располагался целый город. В минувшую субботу состоялся первый «пилотный» бесплатный выезд, на который пригласили всех желающих.
В субботу утром у музея краеведения желающих познакомиться с историей Укека ждали несколько автобусов. Экскурсантов разделили на три группы, которым раздали билеты. Всего набралось почти 150 человек, которым посоветовали запастись водой.
Программа включала в себя просмотр фильма об истории города и осмотр выставки, посвящённой истории Золотой орды. В том числе здесь находятся вещи, найденные на Увеке. Они доказывает, что в городе жили люди разных национальностей и вероисповеданий. К примеру, в экспозиции находится рисунок с найденной иконы Николая Чудотворца. Здесь же представлены женские украшения, которые носили в киевских княжествах, завоёванных на тот момент Золотой ордой. Тут хранится литейная форма, точная копия которой была обнаружена в Киеве при раскопках развалин Десятинной церкви. То есть мастер был оттуда родом и одну из форм привёз с собой. Был ли он пленником или путешественником, неизвестно.
Укек был основан в середине XIII века. В городе присутствовали здания с восточным орнаментом, рисунок мог быть выложен голубой, синей, белой поливной мозаикой, ганчевым декором, изразцами. Известный путешественник Ибн-Батута назвал Укек городом красивым и благоустроенным. В музее можно увидеть фрагмент глиняного водопровода. После уничтожения Укека Тамерланом на этой земле долго никто не жил, около 200 лет, но название сохранялось. Пришедшие на эту территорию русские люди трансформировали неудобное русскому уху слово «Укек» в более плавное «Увек».
На самом Увеке путешествие в средние века началось на северо-западной окраине города. В роли экскурсовода выступил старший научный сотрудник Саратовского областного музея краеведения, археолог, руководитель экспедиции Дмитрий Кубанкин. Он рассказал, что выбранное для города место было довольно необычно. Как правило, городища располагались на ровных территориях, увекское же уступами. Возможно, это была переправа через Волгу в одну из ханских ставок.
- Это был город на колесах, вместе с ханом перемещались его жены, слуги, рабы, ремесленники, целые походные кухни, ханские стада, - говорит Дмитрий Кубанкин. - Это была махина. Когда она шла, степь превращалась в бесконечные обозы.
Сам Укек не подходил для места, где мог бы жить хан, здесь нет ресурсов, чтобы прокормить животных.
Что касается населения, то ученые приходят к выводу, что изначально в Укеке жили рабы с захваченных территорий, русских княжеств, мордовских земель, с Нижней волги. Согласно находкам, здесь порядка 26 процентов русской посуды. И это очень высокий показатель. Достаток получали не столько от дани, сколько на торговле. Караваны и люди, которые переправлялись здесь, платили пошлину. Кроме переправы и рыбной ловли, жители занимались различными ремеслами – гончарным, ювелирным, возможно здесь были стеклодувы, кузнецы.
В своих записях Марко Поло, рассказывая о путешествии отца и дяди, которые побывали здесь, называет Укек городом Укака. На тот момент площадь города была примерно 270 га, это больше, чем средневековый Милан. Что касается численности, то здесь четких границ нет – примерно от 7 и максимум до 12 тысяч человек. А вот в Милане тогда жили 25 тысяч человек.
Стен здесь в отличие от множества других городов не было, и город разрастался, не скованный ими. После постройки Волгоградского водохранилища примерно треть территории города оказалась затопленной. Но и то, что осталось – колоссально интересные территории. Здесь уже исследовано жилище мастера ювелира. Здесь же видны следы от пожара. В 50-е годы население выкосила чума, началась борьба за власть. Археологи нашли кости рыб, в подавляющем большинстве осетровые. Вес белуги достигал порядка 300 кг, максимально до 1200 кг. За раз она могла отметать до 200 кг чёрной икры.
В христианском квартале был найден храм 1280 года. Это самая древняя христианская церковь, найденная в Поволжье. В подвальных помещениях нашли рис, барбарис, кориандр. Здесь были вина из Закавказья, с Крита. И это все показывает активность торговли.
- В обозе Тамерлана ехали историки, - говорит Дмитрий Кубанкин. - Здесь жгли архивы, и потому мы мало, что знаем о Золотой орде. Больше со слов иностранных путешественниками. Но мы можем многое узнать через раскопки.
Вот уже несколько лет в рамках мероприятий, посвященных Дню города, здесь проходит фестиваль «Один день из жизни средневекового города». Специалисты пытаются с научной точностью воссоздать элементы быта жителей Укека.
Это очень важно – не дать исчезнуть средневековому городу. В 30-е годы XX века не осталось ни одного ученого, занимавшегося его изучением, в 70-е годы считалось, что он полностью ушел под воду. Сейчас здесь продолжают жить люди, ведется строительство, вывозится грунт. Все это может привести к тому, что через несколько лет от Укека, как это ни странно звучит, в очередной раз останутся только воспоминания. Проведенная экскурсия – еще один повод задуматься над тем, чтобы не потерять находящийся в нашем городе уникальный культурно-исторический объект.
Мечтой специалистов стало создание здесь туристической зоны, музея под открытым небом. Увидеть, как жил Укек, можно будет 3 сентября. Фестиваль «Один день из жизни средневекового города» начнется в 11 часов и продлится до 17.00.
Ольга Летувет, фото автора