Доктор экономических наук, профессор, президент «Русского экономического общества» Олег Комаров специально для СИ «Репортер64» прокомментировал принятый бюджет РФ на ближайшие три года.
«Государственный бюджет на будущие три года, наконец, принят. Аплодировать пока не станем, но подумаем: а выдержит ли народ, бизнес новые условия финансового существования с увеличенными налогами и не растущими (а часто – и падающими) доходами?
Принимая бюджет 2026-28 в третьем окончательном чтении, депутаты ГД РФ, думается, понимали: денег на гражданские сектора экономики особо хватать не будет. Не случайно же они рекомендовали правительству в ходе исполнения бюджета при поступлении дополнительных доходов или высвобождении бюджетных ассигнований рассмотреть вопрос увеличения финансирования целого ряда направлений. В первую очередь – социальных, потому что там, конечно, слезы…
Ведь и не скрывается тот факт, что бюджет-2026 правительству удалось сбалансировать в основном только за счет нового увеличения налогов.
Общая ставка НДС с 2026-го года составит 22%. Увеличена еще масса скрытых налогов (типа акцизов и сборов) и открытых штрафов, так что людям и бизнесу дышать будет очень трудно, если вообще возможно.
Прогнозируемый объем российского ВВП в 2026 году составит чуть более 235 триллионов рублей. Доходы федерального бюджета в следующем году прогнозируются на уровне 40,3 трлн руб., расходы – 44 трлн руб., дефицит – 3,7 трлн рублей. Для начала.
И не один я думаю, что это еще очень даже оптимистичный сценарий, который будет явно и не один раз корректироваться в худшую сторону по ходу нарастания экономических и геополитических проблем.
Не стоит считать меня пессимистом, потому что мое мнение подтверждается словами федерального замминистра финансов г-на Колычева, который признал: «Доходы федерального бюджета с 2019 года сократились более чем на 1 процентный пункт ВВП, с 18,4% до 17,1%». А это очень много, если в деньгах посчитать, триллионы.
И чтобы сократить, уменьшить финансовую яму «…были задействованы все резервы государственных финансов: фонд национального благосостояния, свободные остатки и нефтегазовые доходы… были наращены государственные заимствования и приняты меры по мобилизации доходов, которые не затрагивали базовые условия налогообложения».
И вот, если верить словам замминистра, в этом году названные резервы были исчерпаны. И надо понимать, что более резервов у нас почти уже нет?
Поэтому, выражаясь осторожными словами чиновников, был «…отрегулирован налог на прибыль и НДС. В части НДФЛ введены налоговые меры для «обеления» экономики. И из-за подобных мер дополнительные доходы составляют 2,2 % ВВП за год».
Тут я замечу, что один раз, может, и получится собрать и влить в казну эти пару процентов ВВП, а потом доведенный до ручки бизнес и отощавший народ просто станет платить существенно меньшие суммы налогов. И все принятые нынче «правильные меры» ударят по нам с новой силой.
И возникает еще один вопрос: а не надорвутся ли окончательно наши финансы и финансисты, выполняя уже обещанное в новом бюджете? Не станет ли слишком тяжело выполнять обязательства перед населением, если не провести срочных экономических реформ, о которых, в частности, постоянно говорит Экономический Совет ЛДПР?
Да и скудость обеспечения множества российских тружеников-работников продолжает вызывать тревогу. Так, в 2026 году прожиточный минимум вырастет до 18 939 рублей, что слегка увеличит размеры пособий и социальных выплат, определяемых из расчета этого показателя.
Продолжится ускоренное повышение МРОТ, размер которого в 2026 году будет 27 093 рубля. Но беда в том, что оба этих как бы «условных» показателя (деньги, на которые невозможно прожить) многими работодателями берутся, принимаются за чистую монету, и миллионы людей в провинции именно такие деньги и получают в реальности.
Так что обязательства-то бюджет выполнит, но не маловаты ли сами эти обязательства?
Радует, конечно, что при окончательном принятии бюджета решили: дополнительные средства в 2026 году будут направлены, к примеру, на капремонт школ (2,2 млрд рублей), социальные стипендии (3 млрд рублей), на льготные лекарства (10 млрд рублей), строительство и ремонт региональных и местных дорог (65 млрд рублей), комплексное развитие села (13,4 млрд рублей), поддержку малого агробизнеса (7,8 млрд рублей), обновление общественного транспорта (12,8 млрд рублей).
Дополнительные средства также направят на повышение доступности сельхозтехники, социальную газификацию. Но в масштабах страны это очень небольшие деньги и нет повода испытывать здесь какой-то прилив оптимизма.
Зато вот в России традиционно запланировано и ожидается очередное повышение коммунальных тарифов, причем, два раза за предстоящий год.
И первое повышение произойдет уже с начала года: тарифы вырастут равномерно по всей стране, в среднем на 11,7%. Однако более ощутимый рост ожидается осенью – с 1 октября. Его масштаб будет различаться по регионам. Наша Саратовская область сможет увеличить индекс платы за ЖКУ на 11,1% (на 2025 год было 12%). Разницы почти нет, и для народа это крайне неприятно.
При всем том предусмотрено предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям. С 1 октября следующего года на 2,1% для Саратовской области. Таким образом, теоретически за весь год плата за ЖКУ может вырасти на 14,9%. И вряд ли стоит сомневаться, что так и будет.
Я не открою никакого секрета, если отмечу: только за последние три года коммуналка в России уже подорожала почти на 30%, что выше официальной инфляции.
В текущем 2025 году тарифы вздернули на 11,9%, в 2024 году на 9,8%, в 2023 году на 8,1%. Аппетиты коммунальных баронов растут! Никакие доходы и зарплаты, полученные честным трудом, не поспевают за этим натуральным грабежом.
А тут еще и налоговая доначислила бизнесу и россиянам 443 млрд рублей налогов за 9 месяцев 2025 года. Это оказалось в 1,5 раза больше, чем годом ранее, и это не предел: проверок осталось около 45 тысяч, но их результативность выросла. И основная сумма пришлась на выездной контроль. Претензии к физлицам тоже выросли – особенно по неучтенным доходам и операциям с недвижимостью.
В общем, деньги с нас, как мы понимаем и видим, гребут широким бреднем и остаться на плаву, пожалуй, сможет лишь бизнес, который «присосался» к бюджету, остальным впору сушить весла.
По оценкам аналитиков, по итогам года доначисления могут достигнуть 580-600 млрд рублей, а при более жёстком сценарии – до 650 млрд рублей.
Тем временем в принятом бюджете много надежд и упований на налоги, акцизы и штрафы, зато, пожалуй, и в микроскоп не рассмотришь цифру на инвестиции в производящий сектор экономики. На то просто нет свободных денег.
Впрочем, некоторые чиновники и российские госкомпании мечтают для инвестиций использовать сбережения населения в объеме около 60 трлн рублей. Тем более, известно, что премьер-министр Михаил Мишустин поставил задачу разработать инструменты для привлечения населения в финансирование масштабных инфраструктурных проектов.
Но, как привлечь людей? Ведь согласно статистике, большинство жителей РФ считают самым правильным способом сбережений покупку золота или недвижимости, но никак не акций какого-нибудь РДЖ или «Автодора». Инвестиционно-сберегательные практики большинства россиян нацелены скорее на сохранение денег, нежели на их приумножение.
В общем, социологи фиксируют критическое отношение наиболее опытных слоев населения к так называемым инвестициям. Если уж у государства на это денег нет, то и население вряд ли скинется, если только не заставят…
Но про этот сценарий не хочется даже и думать, хотя ясно одно: на развитие бизнеса, современной инновационной экономики в нынешней экономике РФ денег почти не осталось. Разве что усиливать «добровольно-принудительные» меры? Вот глава АвтоВАЗа Максим Соколов предложил обязать государственные компании покупать исключительно автомобили Lada.
А еще будущий бюджет начнут исполнять, боюсь, при наступающем кризисе неплатежей, который уже потихоньку снова входит в нашу экономическую практику из «лихих 90-х». Тогда ведь многие предприниматели и даже государственные компании пользовались бартером и денежными суррогатами. Это крайне неприятное и опасное явление для экономики.
По пессимистичным прикидкам экспертов, кризис неплатежей затронул почти 40% крупных российских компаний (удручающую картину показал опрос РСПП). Главные причины – рецессия, замедление экономики, санкции и повышение ставок по кредитам. В третьем квартале 2025-го года просроченная задолженность достигла 3,841 трлн рублей, увеличившись на 395 млрд с начала года.
Даже крупные производственные компании всё чаще сталкиваются с тем, что государственные заказчики – госкорпорации и сырьевые гиганты – задерживают оплату по контрактам на 3-6 месяцев. Это влечет за собой реальный рост кассовых разрывов, необходимость чаще прибегать к кредитованию (разорительному, за бешеные проценты!)
Сложившаяся ситуация говорит о довольно опасной и устойчивой тенденции к дальнейшему ухудшению положения крупного бизнеса – достаточно вспомнить хотя бы «Газпром» с его годовым убытком в 6 триллионов рублей. Про судьбу бизнеса среднего и мелкого и говорить просто уже страшно…
А это всё приведет к снижению суммы налогов в бюджете, и как бы его совсем скоро не пришлось перекраивать.
В перспективе конца текущего года отрыв траты денег от их поступлений, согласно обновленным расчетам российского Минфина, вырастет до 5,7 трлн рублей – на полтора триллиона за два месяца. И эта беда потянет за собой острые бюджетные проблемы грядущих лет.
Причины – несокращаемый уровень необходимых государству расходов при урезании ожиданий как по нефтегазовым, так и по остальным бюджетным доходам.
Например, с рынка грузоперевозок РФ может уйти каждая шестая компания из-за обвала выручки, а многотриллионные долги заставляют хвататься за голову руководство РЖД, не говоря уж о санкциях против наших крупнейших нефтяных компаний.
Бюджет и бизнес, и вообще нашу экономику может спасти один простой шаг – если ключевая ставка рефинансирования кредитов, которую устанавливает Банк России, в 2026 году опустится до 10,5%. Об этом сегодня говорят и пишут многие. Получится ли? Или с таким трудом сверстанный бюджет РФ на будущие три года снова и снова придется перелицовывать, как Тришкин кафтан?
Главное, чтобы наш трудолюбивый народ выдержал грядущие негативные перемены и вызовы в тарифной, налоговой, финансовой политике, ведь доходы многих семей стремительно сократятся. Надо быть готовыми к трудным временам».