Сопредседатель Союза жителей аварийного и ветхого жилья Саратова Сергей Перепеченов опубликовал в соцсетях пост, посвященный забытым детским играм.
«Как только первое весеннее солнце освобождало от снега небольшие участки тротуаров, высушивало «пятачки» асфальта, на городские улицы и площадки высыпала вся саратовская ребятня. На улицах Яблочкова, Первомайской, Дзержинского да и на самой центральной улице Саратова – проспекте Кирова – с утра затевалась мальчишеская суета, в которой менялись лица, перемещались стайки, непоседливых, как голуби, пацанов, возникали потасовки, впрочем, довольно скоро заканчивавшиеся окриком из окна на всю округу: «Лё-о-о-ошка! Ты идёшь домой, нахал такой! Зову, зову ужинать...», «Игорь, зову третий раз! Темно уже».
Действительно, темно: ни в «битка», ни в пристенок новый кон нет смысла начинать, да и мать «загоняет». А уж с утра, если не в первую смену в школу Витькам, Олегам, Серёгам, сбегались пацаны в привычные места «кучкования». На крыльце кинотеатра «Пионер» - в 50-х - 60-х годах он был совсем иным, в значительно большей степени сохраняя облик католического костёла, играли в «чеку», подбрасывая на ноге «кто больше», металлическое грузило, приделанное к кусочку меха.
У глухих кирпичных стен, на худой конец у домов с высоким первым этажом метали «пульки» (гильзы патронов, которых и через 10-15 лет после войны в нефронтовом Саратове было великое множество) группы ребят в 5-10 человек. Доставалось и стенам, и гильзам – лупили их нещадно, как и мелкие монеты при игре в «битка». Выпукло-вогнутые, искромсанные копейки и двушки можно было найти в карманах и кошельках самых добропорядочных граждан.
Пристенок игра простая: ударил пульку о стену и уже на земле растопыренной пядью руки тянешься до ранее «пробитой» пульки партнёра по игре. Дотягиваешься - забираешь, нет, бьёт следующий... Ребята повзрослей и даже взрослые «бились» монетами, как правило, в более укромных уголках и по-быстрому – как-никак азартная игра.
В «битка» же игра более сложная, тренирующая глаз, меткость броска. В центр, вычерченного мелом на асфальте или плотном грунте квадрата игроки стопкой устанавливали монеты, а затем поочерёдно метров с десяти метали в «кон» биток – крупный «царский» пятак, медаль или специально отлитую свинцовую кругляшку, стараясь попасть в «деньги». Попал - забираешь сразу всё, нет - начинается «разбив»: в последовательности занятых при бросках мест, лупят по монетам битком, стремясь перевернуть «с орла» на «решку»: перевернул - забрал, нет - бьёт следующий. В «орлянку» тоже играли, но это уж совсем простая игра - от скуки или на испытание судьбы.
Чем дальше шла весна, тем больше расширялись возможности в детских забавах и играх. В Саратове не было, наверное, ни одной улицы, тротуары которой не были бы изрисованы «классиками». Игра, безусловно, «девчачья», как и прыгалки через верёвку, но не попробовать и этих игр, мальчишкам тоже никак нельзя. И раскручивали верёвку, прыгали, и играли с девчонками в «вышибалы» - не всегда же дразнить девчонок и драться с ними!
На улицах Гоголя, Революционной, Сакко и Ванцетти и других, куда автомашины заезжали, разве только случайно, шли футбольные баталии. Школьные портфели или кирпичи на «ворота», и видавший виды в заштопке мяч можно гонять до школы, до вечера, или до разбитого окна, что случалось нередко.
В больших дворах: на свободной от строений площадке за кинотеатром «Пионер», в «Лесной школе» на Вольской и Бахметьевской старшеклассники пытались организовать «завезённую» с окраин города лапту, но она не приживалась в центре города, судя по всему, из-за отсутствия раздолья, которое требуется этой исконно русской игре, напоминающей современный бейсбол.
«Вжзи-зив-жы-ы-и-и...!!!» - это группа ребят 10-12 лет опробует в езде самодельные самокаты, созданные из двух дощечек да двух подшипников. Самокатов в Саратове 50-х много - редкий отец не сумеет смастерить своему сынишке подобную игрушку. Да и сами пацаны растут, нахватываются технических навыков, которые ой как пригождаются к зиме: те же две дощечки да три старых конька и готова машина для спуска с любой, даже самой крутой обледеневшей горы. Особенно хороши для лихого спуска: Бабушкин взвоз, улицы Волжская с Октябрьской, Горького и Радищева от Соколовой, Мясницкая и другие улицы Глебучева оврага тоже годятся. Хорошие санки редко у кого были, поэтому местная ребятня использовала выброшенные худые тазы, за латанье которых уже не брался ни один медник.
Но весна – она всегда весна! С конца апреля, в мае саратовская ребятня тянулась к Волге. У каждой компании своё любимое место: Затон, пристани на Провиантской, «пятачок» под Бабушкиным взвозом, парапет только что отстроенной набережной. В 60-е годы популярным был пляж на месте нынешнего кинотеатра «Экран», чуть выше к строящемуся и только что построенному мосту через Волгу, стояли дебаркадеры, плавучий ресторан «Поплавок», водные базы…
И всюду своя прелесть, свои особенности. Для бесстрашных 13-летних ныряльщиков, конечно же, пристани с причаливающими к ним двух-трёхпалубными теплоходами. Пробрался на корабль, а там по лестницам: выше, выше... и прыгай скорее, пока боцман не огрел шваброй. Кто «солдатиком», кто «бомбочкой»... Боязно? Да уж забрался под самую рубку - прыгай, матросы поймают уши-то надерут!
Взрослея, осваивали Сазанку, Зелёные острова, как и сухопутные маршруты. В 60-х годах уже не самокаты - велосипеды: «Орлёнки» и взрослые «ПВЗ», «ЗИФы», а то и трофейные «Диаманты» заносили ребят из центра на Кумысную поляну, самые далёкие «Дачные», на Молочку. Гонялись и на Соколовую гору: туда – где «зигзагами», где велик на тебе, зато обратно какой шик: только руль, да кепку держи! До Цыганской и педали крутить не надо. «Длинным», ребятам постарше хорошо, а малолетним, низкорослым куда как труднее управляться с взрослым велосипедом - велосипеды, как и одежду покупали тогда «на вырост». И мчится шкет - метр с ушами, согнувшись в три погибели под рамой..., но как мчится!
И в школах на переменах игры: чехарда, «козёл»... «Ножечки», «Вилочки», «В Америку – за золотом!» - и стая пятиклашек поочерёдно перелетала через согнувшегося «козла», чтобы через минуту уже вернуться: «Из Америки - с золотом!»
Лучшим местом для игры в «крысу» был стадион «Динамо»: его центральная трибуна и забор с раскидистыми ветвями каштанов, нависающих из Липок. В те же 60-е привычным забавам появлялась цивилизованная альтернатива: в некоторых дворах, школах устанавливали теннисные столы. Пинг-понг тогда составил конкуренцию даже уличному футболу.
Но не только детскими играми жил «отдыхающий» от учёбы и трудового дня Саратов. До 80-х годов многие дворы и тихие улочки славились своими доминошниками. Застолья с домино собирали десятки жителей, играющих и ожидающих своей очереди в «забивке козла». «Костями стучали» всюду дотемна, иногда к вечеру переставляя столы под фонари уличного освещения, выносили переноски. Немало было и любителей лото. Из дворовых беседок на улицах Михайловской (Вавилова), Пугачёвской, Первомайской, Челюскинцев доносились монотонные «чтения», собравшихся на игру соседей: «барабанные палочки», «дед», «гуси»..., радостные возгласы: «квартира!» и совсем уж сексуально-восторженное: «кончила!» Тому, кто не верил, предлагалось тут же проверить - перебрать все бочки и закладки с карт победительницы. Оказывалось: действительно, кончила, и уж третий раз подряд, зараза! За столами не редкостью были и карты, как и в лото, с копеечной ставкой. Играли в «девятку», «петушка»..., а иногда и в «подкидного», просто так, с «целью культурного проведения досуга».
За последние десяток – два десятка лет наш город как-то незаметно повзрослел в месте с нами его жителями, став солиднее что ли, более матёрым, но и совсем безучастным к судьбам своих обитателей. Конечно же, у каждого времени свой кураж, свой кайф, свой прикол, своя память... Дай-то Бог, нынешнему поколению саратовцев в достоинстве личной жизни обретать общую память: она-то и есть наша саратовская культура».
Сергей Перепеченов
Фото Pixabay.com