Премьера сформированного чуда

Театр кукол «Лель» представил премьеру спектакля «Красный уголок». Представляем рецензию члена Союза журналистов России, поэта Галины  Перекальской.

«Театр кукол «Лель» продолжает удивлять и восхищать зрителей своими постановками. Совсем недавно мы рукоплескали кукольному спектаклю «Проделки Лисы Патрикеевны», и вот 8 февраля режиссер театра Егор Покровский представил зрителям спектакль по пьесе Марка Розовского «Красный уголок». История про одиночество двух девушек, судьба которых переплелась в общежитии одного из предприятий Москвы: лимитчицы Нади и воспитателя Лики Фёдоровны.

У Нади проблема: после тяжёлой работы в цехе с огромными прессами, да ещё долгой дороги с пересадками, появилась привычка перед сном снимать стресс выпивкой. И вот Лика Федоровна твердо решила перевоспитать пьющую девушку. Собственно, с этого момента и начинается спектакль. В дверях Красного уголка появляется Надя Саруханова (её замечательно играет Анна Дурнова), и первая фраза появившейся растрёпанной, явно нетрезвой девушки: «Вызывали?» - заставила весь зал удивиться и рассмеяться.

Очень точно Аня передала образ рабочей девушки, которую разбудили и пригласили на разговор. У нас, зрителей, в глубине души было опасение и страх за юных актрис: справятся ли, смогут ли удержать верную тональность первой фразы? Ведь спектакль идёт больше часа. Но тревога по ходу игры дуэта рассеивалась, и зрители с волнением ждали развития действия. Лика Федоровна (её играет также очень способная Юля Шарыченкова) с непоколебимой верой в победу коммунизма, который красным плакатом над головой направляет ее действия, вступает в долгий и, казалось бы, бессмысленный диалог с настроенной на противостояние нетрезвой девушкой.

фь

Надя в домашнем халате в бело-синюю полоску, который у проницательного зрителя ассоциируется с зеброй полосатой (как и в жизни: то светлая полоса, то тёмная), явно не собирается сдаваться. Воспитательница, наоборот, в классической одежде советского периода: белая блузка, черная юбка до колен, пиджак, черные туфли, волосы узелком на затылке. Образ правильной девушки, принципиальной, порядочной, у которой тоже два контрастных цвета в жизни: чёрный и белый, «за» или «против».

Она искренне считает, что может и должна учить других жить. Поэтому вопрос, как её подопечная докатилась до такой жизни, считает вполне естественным. И очень удивляется, что подопечная не желает ничего отвечать и даёт односложные ответы, ожидая, что от неё отстанут и она может идти снова спать.

Вот так в замкнутом пространстве Красного уголка разворачивается противостояние уставшей рабочей девочки и пламенной пропагандистки здорового образа жизни советского строя, с походами в театр, музеи, путешествиями на поезде здоровья по выходным. Она, олицетворение советского руководителя малого звена, горит желанием победить злого соперника-водку, поэтому с пристрастием допрашивает Надю, попутно рассказывая о своих неудачах в жизни и стремясь удержать высоту своей позиции. Так, не принимая доводы друг друга, они очень ярко и талантливо идут каждая к своей вершине: Надя наконец понимает пагубность своего разрушительного пристрастия, а Лика Федоровна, побеждая, ещё и освобождается от одиночества.

вд

Наблюдая за действием спектакля, игрой молодых дарований, мы то смеялись, то хмурились, то осуждали поступки каждой героини. Всё это было искренне. В финале героиня Юли Шарыченковой открывает себя с другой стороны: предстаёт перед нами одинокой девушкой с истерзанным заботой о других сердцем. Оторопевшая и удивлённая Надя, на самом деле добрый и чуткий к чужим бедам человечек, отдает воспитательнице свою любимую игрушку-талисман, чтобы скрасить её одиночество.

Они опускаются на колени друг перед другом, игрушка молча переходит из рук в руки, согретая теплым светом двух пар девичьих глаз, понявших для себя что-то особенное. И эти минуты заставили зрителей придерживать сердце рукой и украдкой вытирать слёзы, так искренне и трогательно сыграли Анна Дурнова и Юля Широченкова. Аплодируя, зал встал.

Мастерство Егора Покровского очень выросло за последние годы. Он так точно выстроил линии игры для каждой из актрис, так психологически тонко связал их диалоги, что все 70 минут зрители реагировали на каждую реплику, каждое движении на сцене, верили в происходящее и сопереживали.

У Егора отличная команда: он сам - режиссер-постановщик, музыкальный оформитель спектакля; его друг Александр Зеленюк, москвич, два года подряд успешно выступающий на хвалынском фестивале поэзии «Радуга -21 век» со стихами, прозой, короткими пьесами, мультфильмами и авторскими песнями, стал сценографом и художником по костюмам.

И, конечно же, огромную помощь театру «Лель» в подготовке спектакля оказали Заслуженный работник культуры, член Союза театральных деятелей России Сергей Егорович Колпаченко и коллектив православной гимназии, в стенах которой с большим успехом прошла премьера. Театр молод, но с каждой постановкой заявляет о себе все громче. Всё талантливее играют актёры этой очень перспективной труппы. И мы желаем им сохранять и развивать сформированное чудо под названием «Театр».

Галина Перекальская,

член Союза журналистов России.

Фото: Алексей Борисов (г.Хвалынск)