Первый 17-й год

Марксовская лютеранская община невелика. Но зал церкви Святой Троицы заполнился в воскресенье до отказа. На встречу полтысячелетия своей веры в Маркс съехались протестанты не только из соседних областей, но и Башкирии, Татарии, Краснодарского и Ставропольского краёв… В общем, Маркс стал центром юбилея протестантизма от Урала до Кавказа. Не случайно, конечно.

Возрождённым и обновлённым встретил юбилей здешний протестантский храм. Здание евангелистско-лютеранской церкви на центральной площади города миновала участь бывшей католической кирхи, стоявшей на другой её стороне. Для той церкви сейчас тоже можно отметить юбилей, противоположный. Тридцать лет назад её снесли за ночь, когда местные католики осмелились прийти в горком партии и попросили вернуть им хиреющее помещение кинотеатра «Октябрь» - районная киносеть не в состоянии была поддерживать проседающие полутораметровые стены церковной постройки.

Лютеранскому храму повезло больше. В нём разместили клуб могучего тогда завода дизельного оборудования «Коммунист». У церкви Святой Троицы, правда, нынче тоже свой грустный юбилей – шестьдесят лет назад с неё снесли величественную колокольню, заменив на куцый шпиль со звездой. Но с другой стороны заводские мастера, например, изготовили великолепную люстру в главный зал, и вообще реально градообразующее предприятие содержало свой клуб в порядке. Однако наступило новое время, когда завод не в состоянии стал содержать сам себя. И почёл за благо передать клуб муниципалитету, а тот без сопротивления и по закону вернул его верующим.

Не сразу в старинную церковь вернулась жизнь. Уже давно взметнулась ввысь на окраине Маркса церковь Христа-царя – первый католический храм, построенный в России после революции. Уже заканчивал реконструкцию лютеранской красавицы-церкви в селе Зоркине, на родине предков, староооскольский меценат Карл Моор. А восстановление крупнейшего в Поволжье марксовского протестанского храма подвигалось малозаметно. Здешняя лютеранская община держалась энтузиастами. Мраморная доска в память об их родоначальнице, инициаторе возрождения культуры, традиций российских немцев на Волге в Марксе Элеоноре Гердт прикреплена к стене в церкви. Но у сменившей ушедшего лидера Елены Гейдт, председателя районной культурной автономии немцев, настоятеля общины Владимира Родикова и прихожан сил и средств на возвращение церковного здания из запустения, конечно, не хватало.

Три года назад чувство местного патриотизма, видно, ревностно взыграло и действенно проявилось у нашего, саратовского предпринимателя Виктора Шмидта. Он по-настоящему взялся за возрождение марксовского церковного храма. А сын Виктора Александровича, Александр Шмидт, стал на реставрационной площадке прямо прорабом.

Он и приехал на празднование 500-летия Реформации в восстанавливаемый протестантской церковью и семьёй Шмидтов храм. Во всей красе – с высоченной колокольней, где часы на четыре стороны, белыми колоннадами и стенами – он пока только снаружи. Внутри зияет на потолке след от выломанной в 90-е знаменитой люстры, много ещё дел.

Они и занимают, наверно, мысли Шмидта-младшего. На церемонии праздника он молчал, только молился и пел вместе с единоверцами мелодичные лютеранские гимны, звучащие как лиричные хоры. Говорили другие гости из Саратова. Все восхищались спектаклем «Страсти по Лютеру», поставленным марксовским режиссёром Виталием Шахториным прямо в церковном зале и сыгранном ребятами из тех регионов, откуда собрались верующие, а средневековые костюмы на всю труппу за месяц сшила хозяйка местной портьерной мастерской Светлана Косова с двумя своими белошвейками. Министр областного правительства Сергей Зюзин отметил, что учение Лютера имело огромные политические и экономические последствия.

Ну да, протестантство называют идейной основой не только духовной, но и деловой, предпринимательской свободы. В октябре 1517-го немецкий монах Мартин Лютер вывесил на церковных дверях 95 возражений против тогдашнего учения католицизма. Реформация на словах, начатая Лютером, без насильственного слома предыдущего строя стала капиталистической революцией по сути, открыла путь экономическому развитию и демократическим отношениям в Европе, экспортировалась в Америку. Совершённый в октябре 1917-го, революционный и по форме, и по содержанию социалистический переворот через жестокость и кровь привёл к подъёму экономики и улучшению жизни масс в России. Что приносит российскому народу сегодня, к октябрю 2017-го, нынешняя «реформация», а на деле реставрация?..

Протестантов Германии связывают с Марксом не только два с половиной века освоения немецкими колонистами необжитых земель Заволжья, но и логистика гуманитарных акций новейшей истории. В начале 90-х лютеранская община деревни Фойдинген из земли Северный Рейн-Вестфалия собрала и доставила в Маркс цепь продовольственных караванов, поддержавших наименее защищённое население района простыми продуктами, одеждой, лекарствами. Главным строителем моста Фойдинген-Маркс, мотором кампании выступал председатель деревенской церковной общины Вальтер Гельбер. Слабый по здоровью, он сутками неустанно занимался сбором средств и отправкой гуманитарных грузов, но сил добраться на Волгу самому так и не хватило...