08:56 13 августа 2017 ID (2177)
Ну и новость! Возле саратовской консерватории собираются поставить памятник труженикам села. На заседании Общественного совета при областном минсельхозе обсуждали проекты скульптурной композиции «Хлеб всему голова». Представил их Союз художников России. Снопы-колосья и люди, их несущие. Все как 500 лет назад. Ну или 50.
Особенно подогрело интерес к установке памятника предложение воткнуть его на пересечении ул. Радищева и пр. Кирова. Хотя там вроде стоит уже один задумчивый мужчина. Да и само соседство аграриев с консерваторией несколько сомнительно. Но тут же – аграрный вуз, которому очень хочется напомнить о себе. И потом сколько романтики. Установить памятник снопу и в определенные дни приносить сюда живые колоски.
Хотя для Саратовской области более философичным и глубоким стал бы памятник серпу. Которым, известно, по какому месту.
Я тут недавно на ВДНХ был и вот что хочу заметить: забыли мы традицию устанавливать многосложные и многофигурные композиции! Поэтому колхозник и колхозница со снопами – это хорошо. Другое дело, что консерваторские тоже захотят. Разве труд музыканта менее важен, чем молоко и сметана? Пиликать на скрипке учатся годами, это вам не петуху глотку перерезать. Но где памятник скрипичному ключу? Где монумент дирижеру?
Не вижу причины, по которой нельзя было бы установить перед консерваторией памятник симфоническому оркестру. Разве не заслуживают? Нет, ну если аграриям можно...
А дальше – цепная реакция на весь проспект Кирова, где полно места для выражения причастности к определенной профессии и социальной группе. Тут напротив каждого магазина можно проявить фантазию. Рекламу нельзя по новым правилам от КБ «Стрелка», точнее требования к ней ужесточились. А скульптуры никто пока не запрещал. Потому против «Спорттоваров» - композиция «Дискоболы», рядом с «Буратино» - «Карабас Барабас вешает деревянного человечка на гвоздик», у табачного - «Ярмольник в образе цыпленка табака».
Памятник уличному музыканту, у которого всегда терлись бы его коллеги. Монументы «Стоматолог вырывает больной зуб», «Гаишники и волшебная палочка», «Группа мужчин, распивающих пиво в общественном месте»...
Любовь саратовской власти к установке памятников объяснима. Эти малые (а когда и довольно крупные) архитектурные формы стоят не много, а пиар обеспечен. Причем самый верный, с гарантированным эффектом.
Посудите сами, газета у нас общественно-политическая, рубрика «Политбюро» сама по себе предполагает, что пишут здесь о политике. А мы о чем? О памятниках! А еще о фонтанах. Но «Хлеб всему голова» вернул нас с небес на землю.
Неоднократно уже отмечалось, что первые лица области в большинстве своем имеют сельскохозяйственное образование. Многие – выходцы из глубинки. Как писали раньше в биографиях – прошли путь от комбайнера до председателя колхоза. А кто-то и выше забрался. Проблема в том, что мышление у некоторых персон осталось колхозным. В худшем смысле этого слова.
Для них эти памятники – как забытые в полях ржавые трактора и обглоданные местными пираньями комбайны – просто ориентиры, по которым проще запомнить дорогу. Ну и для самоутверждения все это важно, для повышения своей самооценки. Видали – поставил снопы посреди областного центра! И никто мне ничего не сказал – я ж тут главный.
С этим мышлением они делают дороги и ремонтируют подземные коммуникации. Ложут асфальт, так сказать. В деревне как? Прошел грейдер, колесо у телеги не отваливается, когда она едет по центральной улице, и слава богу. Вот и в городе так же. Правда, колеса все-таки отваливаются. Но телеги наши стоят подороже деревенских.
То есть имеется представление о городе, но с большим расширением. Есть холодная вода? Ну и чего вам еще надо? Горячую? Летом? Да вы смеетесь, что ли!
Нет, на публике он, конечно, скажет, что горячая вода должна быть в каждом доме независимо от времени года, но про себя подумает: зачем им это?! В воскресенье в баню сходил и зашибись.
Трубу прорвало, забили чопик – что не так? Все трубы менять? Да бог с вами! Где ж мы тогда возьмем деньги на фестивали раков и ухи?
Он, может, и хотел бы что-то сделать для Саратова и региона, но когда внутри сидит искреннее непонимание, зачем людям это надо, то ничего и не получается.
Бизнес там какой-то малый. Барьеры административные. Вроде одно надо развивать, а другое – минимизировать. Но зачем, когда лично у меня дом есть, поросенок бегает, куры кудахчут? Зачем людям какие-то бизнеса нужны?
По той же самой причине, почему они вот этого всего не понимают, обожают эти ребята встречи с населением. Потому что люди должны бить челом и благодарить, просить и получать милости. Не шубу с барского плеча – больно жирно – но часы какие-нибудь непременно. В поле. Этим еще Аяцков занимался. Тоже, кстати, губернатор от сохи.
Атомщик Ипатов, мне кажется, потому и не прижился, потому и клевали его до последнего. Он же на первой своей пресс-конференции заявил: делаем ставку на промышленность, потому что это налоги в бюджет и т.д. Не поняли. Не приняли. Как это мы без надоев и увеличения яйценоскости? А колосья в ладошках растереть перед телекамерами? А коня по холке погладить?
Никто не спорит, Саратовская область – регион аграрный. Это стало особенно ясно после развала крупнейших промышленных предприятий. Достаточно вспомнить авиазавод. Перебор же в том, когда председатель колхоза начинает рассуждать о нанотехнологиях и колоратурном сопрано. С серпом в консерваторию не ходят.
В общем, положение безвыходное – в Саратове нужно установить памятник колхозану. В любом месте будет смотреться органично. Было бы честнее, и очень многое объясняло бы как местным жителям, так и гостям.
Полагаю, это был бы памятник мужчине средних лет с натянутыми до груди брюками и очень удивленными глазами пойманного за нижнюю губу голавля. Кто-то скажет – щуки. Нет, мы выше политической конъюнктуры!
Константин СЕРОВ