Олег Комаров: «Сейчас не то время, чтобы Москва продолжала купаться в деньгах, а провинция обнищала»

Глава саратовского реготделения «ПАРТИИ ДЕЛА» Олег Комаров – о серьезных вызовах, с которыми придется столкнуться в обозримом будущем российской экономике.

- Чем крепче сжимается удавка западных санкций на горле России, тем сильнее уверенность, что мы выстоим. Потому что – не впервые нашей стране приходится показывать свой характер, и от давления мы только крепнем.

Конечно, шапкозакидательские настроения нам сегодня ни к чему. Надо хорошо понимать, с чем мы перейдем из 1-го полугодия 2022-го года, когда кризис разразился и окреп, во 2-е полугодие, когда начнут давать свой эффект действия Запада. Нельзя жить в иллюзии, что «всё хорошо, прекрасная маркиза» - это чревато большими потерями и проигрышами.

Пока еще экономика и военно-промышленный комплекс России получают огромные доходы от экспорта сырья. Оптимисты говорят: хотя в Европе готовятся полностью отказаться от нашей нефти, от газа и угля – в какие дальние года это еще случится? Да и случится ли в реальности, когда всё вокруг стало так быстро и глобально меняться? В общем, в обозримом будущем, крупные многомиллиардные сырьевые доходы у нашей страны, как ни крути, останутся, по крайне мере, до начала 2023 года.

Пессимисты разводят руками: скорее всего, так называемый «шестой пакет» санкций приведет к тому, что к концу текущего года поток нефтедолларов в страну усохнет, затем «просядут» и газовые деньги. Российским кораблям уже запрещено заходить в порты ЕС. К тому же, Евросоюз использовал механизм страхования судов, в чем нам теперь отказано. Вроде бы мелочь, но это, говорят специалисты, практически полностью лишит Россию возможности вообще куда-то экспортировать свою нефть и нефтепродукты по морю. Как и все прочие товары и сырье.

Кто прав, оптимисты или пессимисты – время покажет. А как же в целом выглядит наша не сырьевая экономика сегодня, если набросать её «портрет» крупными мазками? Ряд крупных производств и отраслей страдают из-за нехватки комплектующих, и кто поумнее – осваивает подходы к восточным рынкам поставок и сбыта. Сокращается ассортимент на прилавках. Растет безработица, хотя пока еще не очень заметно. Эксперт, профессор МГУ Наталья Зубаревич предрекает, что усилится финансовая и экономическая блокада, что нас ждет неизбежная потеря рабочих мест, товарный дефицит, технологическая деградация.

Не все экономисты с ней соглашаются, поскольку оперируют данными Росстата, согласно которым в марте доходы населения сократились только на 1, 2%, и это цифра очень скромная. Будет ли она такой по итогам 1-го полугодия, если в целом за 2022-й год почти все эксперты дружно прогнозируют падение от 10-12% и выше?

Но пока цифры радуют, когда читаешь, что в годовом выражении объемы выпуска в промышленности в первом квартале 2022 года увеличились на 5,9%. Чем же объяснить такой заметный рост данного важнейшего показателя? Это во многом объясняется низкой базой взятого для сравнения января—февраля 2021 года, когда промышленное производство из-за пандемии еще сокращалось. Что интересно, безработица в РФ официально вообще не выросла в марте, так что реальная картина весны будет ясна только к лету, поскольку статистика у нас традиционно запаздывает. Но высвобожденных работников в стране сильно прибавится.

Промышленная динамика в целом, конечно, не радует – начала падать обрабатывающая промышленность. Например, Самарская область за март показала «минус 20%». Калужская область и Республика Коми с Архангельской областью: минус 10%. Зато после массовых и мало чем оправданных закупок сахара-гречки розничная торговля оказалась по марту даже в плюсе. Например, Москва и Питер плюс 5%, но зато 33 региона ушли в «минус», там, похоже, людям и закупаться становится особо не на что. В марте замер общепит – у него отмечался нулевой рост.

Пока Россия избегает дефолта по внешним долгам, но есть мнения, что во 2-м полугодии держать оборону станет крайне трудно. Выстоим? Несомненно, страна не пропадет, и картина нашей социально-экономической жизни изменится, но не фатально. Сотовая связь продолжит работать, но станет дороже и какое-то время будет работать хуже, компьютеры у нас никто не отберет, да и импортные станки не остановятся. В конце концов инженеры, люди с техническим образованием у нас еще остались, так что освоенные в России за 30 с лишним лет западные технологии будут давать свои плоды, их тоже никто не отнимет. Исчезнувшие бренды наверняка к осени в России снова появятся, пусть и будут стоить дороже – но без них разве мы станем жить сильно хуже?

Как во времена СССР, похоже, снова получит развитие старый добрый «черный рынок». Само государство, кажется, не прочь наладить «серые» каналы поставок, да и контрабанда у нас карается не слишком строго. Худо-бедно, но рынок у нас работает, так что можно быть уверенными: если есть спрос, то он теми или иными путями будет удовлетворен. Да, всё окажется подороже, чем если бы шло по «белым» официальным каналам, но, как говорится, «а кому сейчас легко»?

С чем нам надо бороться в первую очередь? Думаю, надо всеми силами противиться резкому удорожанию доставки в Россию многих товаров, в том числе продовольствия. Да, импорт упал почти вдвое, а потребление населения РФ к началу мая сократилось на 10% год к году. Но подорожание будет идти своим чередом именно из-за логистических проблем, поскольку на этот раз одними словами про замещение импорта мы не обойдемся. А ведь бороться с дороговизной завоза эффективно можно только одним способом – самим производить то, что завозили.

«Инфляция — 17%, далее будем смотреть. Обеднение населения неизбежно. Именно сжатие платежеспособного спроса сейчас тормозит инфляцию — люди просто меньше покупают. Довольно скоро мы дождемся снижения предложения товаров — затык в контейнерных перевозках означает, что бизнес не пополнит складские запасы, которые они сейчас распродают», - отмечает та же Наталья Зубаревич.

Итак, во 2-м полугодии во весь рост встанет вопрос не только продовольственного импортозамещения, но и технологического. Про чипы, без которых трудно делать современное вооружение, мы уже слышали. А вот еще примеры. Российские заводы обеспечивают не более 60% потребности в подшипниках. Вагоны, которые нуждаются в ремонте, РЖД пока что сегодня просто отправляют в отстой. Беда, значит, будет нарастать не только в авиаперевозках, но и с железнодорожным транспортом. И на чем будем возить наше сырье на восточные рынки?

Не пришла ли пора возрождать отечественную подшипниковую промышленность – достаточно вспомнить о плачевной судьбе нашего саратовского ГПЗ-3, который кто только не «дербанил» в 90-е. Это крупное и я бы сказал стратегическое производство, которое, видимо, просто надо вернуть в руки государства, поскольку частники его гробят, не видя лично для себя перспектив развития и прибыли.

А вот мощная интернет-компания РФ, например, не может закупить десятки тысяч серверов, необходимых как для обеспечения текущей работы, для масштабирования ИТ-инфраструктуры. Но разве должны мы оставаться без интернета, без сетевых услуг? Да народ просто взвоет!

Что еще ждать россиянам во 2-м полугодии? Будут падать зарплаты и прочие доходы, пойдет дальнейший рост закредитованности, банкротств как физических лиц, так и обвалы фирм. Нарастание проблем испытают всё так же машиностроение, фармацевтика, пищевая промышленность телекоммуникации, производство электроники, банковский рынок, авиаперевозки, IT. Это не смертельные удары по экономики, но ощутимые. Мы их, конечно, отобьем тем или иным способом, но задача, как я ее понимаю – не только отбивать удары, но и смягчать их, а лучше – вообще не допускать.

Эксперты говорят, что сильнее всего пострадает средний класс россиян, поскольку бедным терять уже особенно нечего, а миллиардеры, потерявшие половину миллиардов, другую половину сохраняют. А что такое экономика и страна без среднего класса, без умов и талантов? Понятно, что в краткосрочном периоде наше хозяйство не ждет ничего катастрофического, но ведь важно в долгосрочной перспективе не допустить того, чтобы мы превратились в страну третьего мира. А санкции именно на это и нацелены.

Ситуация настоятельно диктует для российской экономики коренные изменения кредитной, арендной и налоговой политики. «ПАРТИЯ ДЕЛА» годами настаивает, чтобы правительство обратило внимание на создание льготных экономических условий для производящих, обрабатывающих и перерабатывающих отраслей отечественной экономики. И вот теперь время доказало нашу правоту – без этого теперь просто не обойтись.

Еще полгода назад, по данным сентября 2021-го года, Россия закупала продовольствия почти на 2 миллиарда долларов в месяц. Не многовато ли? И не говорит ли это о том, что наши чиновники в то время махнули на импортозамещение рукой? Но теперь так вести себя просто невозможно.

Если мы уже знаем, как говорят Эльвира Набиуллина с Алексеем Кудриным, что очередная волна кризиса начнется в конце лета-2022, и это будет так называемая «структурная перестройка экономики», то нельзя ли рассказать нам всем, особенно страдающему малому и среднему бизнесу – как к этому подготовится, и что нам в итоге придется импортозамещать? Не перестроят ли структуру российской экономики так, что места в ней для малого и среднего бизнеса вообще не останется?

Руководство страны в целом осознает глобальную сложность экономической ситуации на фоне западных санкций. И вот, кажется, происходит то, на чем я долгие годы настаивал и как депутат, и как доктор экономических наук: важно перераспределить налоговые доходы между центром и регионами, необходимо резко ослабить нагрузку на региональные бюджеты.

Ведь не только от плохого местного управления и коррупции государственный долг той же Саратовской области составляет на май 2022-го года более 55 миллиардов рублей. Во многом это результат той самой порочной многолетней практики распределения львиной части налоговых доходов в пользу центра. Думаю, что во 2-м полугодии этот, уже анонсированный, процесс перераспределения бюджетного пирога, все же начнется. И это, надеюсь, поможет выжить всем сферам российского бизнеса, особенно среднего и малого.  Поможет выжить нашей многострадальной социальной сфере.

«Когда мы из федеральной столицы, решаем, в каком селе отремонтировать дорогу или вкрутить лампочку, это управленческий абсурд», — говорит один из лидеров «ПАРТИИ ДЕЛА» Алексей Лапушкин. И он прав на 100%, когда говорит, что налоги должны перераспределяться пропорционально среди регионов и муниципалитетов, иначе у большинства сел и районных центров так и не будет средств на решение местных вопросов. А ведь сейчас не то время, чтобы Москва продолжала купаться в деньгах, а провинция окончательно обнищала – это не тот путь, который выведет нас из кризиса. А выходить надо. Нам придется выстоять, но сделать это будет непросто.

Олег Комаров