Олег Комаров: «Пятилетка ударного труда? Нужно стимулировать массовое предпринимательство»

Только структурные изменения в налоговой, фискальной политике, снижение тарифов на сырье, возрождение промышленности – вот единственный путь, который будет соответствовать вызовам времени, считает глава саратовского отделения «Партии Дела» Олег КОМАРОВ.

- Что мы еще не взяли из советского наследства, что мы забыли из того, что стоило бы взять в день сегодняшний? Пожалуй, легендарный энтузиазм первых сталинских пятилеток. Он был не напускной, а вполне искренний (если не считать ГУЛАГ, где трудились из-под палки). Сможем ли повторить? Нет, не лагеря, а энтузиазм?

Вот глава государства предлагает нам организовать «пятилетие предпринимательского созидательного труда». При этом не торжественные мероприятия проводить и отчеты писать, а заняться конкретной предметной работой. Ну кто же их нас, разумных людей, будет «против» предлагаемого улучшения делового и инвестиционного климата? Другой вопрос – а кто и за счет чего будет улучшать данный климат?

Государственные инвестиции? Это неплохой путь, но, увы, в ограниченных объемах, и далеко не везде государство вкладывает деньги эффективно. Рассчитывать на иностранный капитал? Но много ли готовы нам дать восточные соседи, те же Индия и Китай? А Запад отвернулся надолго. Если верить некоторым экспертным подсчетам, то за истекший год более 500 иностранных, западных, в основном, компаний прекратили у нас в стране работу.

Остается пока около 400 компаний с иностранным капиталом – но готовы ли они сильно рисковать, инвестируя в нашу проблемную экономику? Тем более что работать в производительной сфере у нас все чаще предлагается мигрантам, которых «России будет необходимо привлекать от 390 тысяч до 1,1 миллиона каждый год до 2100 года», как говорят эксперты Института демографии НИУ ВШЭ.

И трудовая миграция в Россию действительно растет. По экспертным оценкам в 2022 году количество иностранных граждан, приехавших в Россию с целью работы, составило 3,47 миллионов человек. Это на треть больше по сравнению с предшествующим годом. Более 90% прироста иностранной рабочей силы пришлось суммарно на Узбекистан, Таджикистан и Киргизию. Сильно подросло число трудовых мигрантов из Азербайджана, Вьетнама, Молдовы, Турции, Казахстана, Туркмении… Но помогут ли они в деле улучшения делового климата?

Да и на какой основе будет действовать у нас этот «мигрантский» человеческий муравейник? Смогут ли приезжие компенсировать «утекшие мозги» россиян, работавших в высокотехнологичных сферах? А без умных, образованных, опытных людей с «местной закваской» - ну какой может получится малый бизнес, не говоря уж о крупном? Так что на данный момент все, даже самые разумные потуги помочь развитию малого бизнеса в РФ наталкиваются на, кажется, неодолимые препятствия.

Вот в 2024-м году закончится действие нацпроекта, который назывался так: «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Получилось ли обеспечить качественные изменения малого бизнеса в сторону большей его эффективности, свободы, творческого развития? Пока что правительство, анализируя не сильно радостные итоги исполнения нацпроекта, зачастую продолжает лишь сыпать рекомендациями.

Что говорят? Мол, «главная задача – это помочь начинающим бизнесменам пережить первые два года после открытия бизнеса: именно в этот период закрывается половина стартапов». Это все хорошо и правильно подмечено. Но чем же власти хотят конкретно помочь? Предлагают программу повышения компетенций на базе центров «Мой бизнес» и Цифровой платформы МСП.РФ. Это для теоретической подготовки. А практически для начинающих работать в МСП предусмотрены гранты, а также льготные микрозаймы, которые теперь будут предоставляться только стартапам из приоритетных отраслей.

Что я тут могу сказать, как практикующий уже три десятка лет предприниматель? Конечно, при таких строгих условиях оказания финансовой поддержки не будет ожидаемой и необходимой нам массовости в малом и среднем бизнесе. А точечные вливания денег в отдельные приоритетные (то есть, скорее всего, связанные с ВПК) отрасли – вряд ли помогут нам возродить массовое предпринимательство в стране, без которого, уверен, наша экономика на крыло не встанет.

Сами же экономические чиновники правительства признают, что только 3% малых предприятий могут справиться с барьерами роста. Остальные не выдерживают повышенной налоговой нагрузки, более сложной отчетности, не могут осилить урегулирование вопросов с контрольно-надзорными органами.

Так вот эти проблемы и есть именно то, о чем все мы в «ПАРТИИ ДЕЛА» давно говорим, кричим и пишем: срочно меняйте принципы налоговой политики, упрощайте отчетность и снимайте бюрократические препоны, прекращайте на деле разгул надзорных инстанций всех мастей и калибров. Иначе все ваши благие пожелания и дальше, уже на четвертое десятилетие существования новой России, так и останутся пустой болтовней.

Ряд экспертов Минэкономразвития считает сегодня, что эффективнее оказывать поддержку устойчивым, давно (более 5-6 лет) работающим компаниям, как бы ядру субъектов МСП. Считается, что это ядро достаточно стабильно у нас в экономике и даже незначительно растет. Да, возможно, такая поддержка тоже имеет смысл. Однако, мне кажется, что в плане уменьшения безработицы и развития предпринимательства в стране стоит наращивать усилия в развитии именно новых малых бизнесов, тем более, когда нам приходится и еще долго придется импортозамещать многие выпадающие вещи, сектора производств и технологии.

Главный социально-экономический вопрос сегодня звучит следующим образом: а кто из квалифицированных россиян будет ударно пахать на предполагаемых пятилетках? Принудительный труд я здесь рассматривать не буду - хотя бы потому, что он доказал свою неэффективность в рыночных условиях, а экономических условий так называемого «социализма» у нас уже нет. И вряд ли их удастся повторить даже при самом горячем желании некоторых из наших правящих чиновников.

А вот чтобы наши люди создавали нужные стране товары, оказывали услуги и двигали экономику вперед – их надо хорошо мотивировать, проще говоря, платить щедро и по рыночному. Осилит ли такую задачу наш государственный сектор экономики, наше предпринимательство? Некоторые знающие люди все чаще стали говорить про значимое секвестирование бюджетных расходов в регионах РФ, что ударит в первую очередь по социальной политике. И, конечно, по зарплатам и доходам в госсекторе.

А ведь рыночный какой-никакой сектор привык у нас как? В лучшем случае уровень зарплат держать чуть повыше, чем у государства. Но «чуть повыше» - это не тот уровень дохода, который нужен нам для качественного рывка и эффективной мотивации трудящихся людей. И особенно – для молодежи. По данным статистики, только за год с декабря 2021-го по декабрь 2022 года число россиян, работающих в молодом возрасте (до 35 лет) сократилось на 1,33 млн человек. Так с кем мы будем проводить необходимую стране новую индустриализацию, ударную трудовую пятилетку?

Не пора ли на деле начать создавать привлекательные условия, в первую очередь, зарплатные, на рынке труда, чтобы молодежь не рвалась в «европы»? Да, не помешает объявить пятилетку инноваций и инвестиций, предпринимательского созидательного труда. Но нужны такие законы, какой, например, только что приняла ГД РФ – о защите предпринимателей от необоснованного ареста. Теперь при избрании меры пресечения по экономическим преступлениям суд должен будет отдавать приоритет тем мерам, которые позволят бизнесмену продолжать работу.

Вот что важно! Вот о чем надо думать, чтобы наращивать экономические показатели! Но главное, о чем все нам в стране стоит помнить, что только структурные изменения в налоговой, фискальной политике, снижение тарифов и цен на сырье внутри России, возрождение порушенной промышленности – вот единственный путь, который будет соответствовать вызовам времени.

ОЛЕГ КОМАРОВ, доктор экономических наук