Олег Комаров: «О чем скажут на Московском экономическом форуме?»

Доктор экономических наук, профессор, президент «Русского экономического общества» ОЛЕГ КОМАРОВ в преддверии Московского экономического форума (МЭФ) обозначил ряд проблем, которые, на его взгляд, необходимо решать для развития экономики и бизнеса.

- Вскоре в Москве откроется очередной экономический форум (МЭФ), призванный как оценить состояние экономики России на текущий момент, так и наметить ориентиры на будущее, дать рекомендации по исправлению ошибок. Надо отметить, что нынешний МЭФ будет проходить на очень неспокойном фоне. Недавно наш Президент подчеркнул, что Россия подвергнута 28 тысячам 595 санкциям, и это беспрецедентно. И, действительно, этот своеобразный рекорд глупости и недальновидности Запада явно достоин Книги рекордов Гиннеса. «Это больше, чем все санкции в отношении всех стран, против которых вводились санкции, причём кратно выше», - сказал Владимир Путин.

Но, на мой взгляд, не менее достойна этой же книги рекордов и наша глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина. Она ключевую ставку на недавнем заседании сохранила на прежнем высочайшем уровне в 21%, сообщив при этом, что, оказывается, у нас бюджет… вроде как не влияет на инфляцию, а вот ключевая ставка влияет больше всего. И что ставку в любой момент она снова может повысить, оправдывая это «кредитование в ежовых рукавицах» пресловутым таргетом по инфляции в 4%. То есть, своей навязчивой, многолетней, но явно неосуществимой мечтой.

Почему мечтой? А потому что улучшения в направлении обуздания инфляции если и есть, то они идут крайне медленно, шаг вперед – два шага назад. Не случайно по поручению ГД РФ Счетная палата будет проверять работу Центробанка за 2022-25 годы, когда как раз вместо того, чтобы стабилизировать ситуацию в финансах и экономике, главный банк страны ее усугублял, входя в противоречия, если уж не говорить о чистом вредительстве. Ведь не случайно же в стране продолжается вал банкротств бизнесов, идет прежний «ценовой подъем», осложняя перспективы преодолеть санкционный ущерб.

Всего, согласно экспертным данным, с начала года цены в среднем выросли на 2,28% и рост цен в годовом выражении остается высоким — более 10,2%. И инфляция продолжает галоп во всех сегментах, причем быстрее всего дорожают продукты питания. Это происходит из-за проблем бизнеса (удушение кредитования, сложности с платежами и логистикой). Но в основном - из-за дисбаланса спроса и предложения в продовольственном сегменте. Специалисты не зря прогнозируют, что в 2025 году темп роста российской экономики замедлится до 1,5%, «…чему будут способствовать жесткие денежно-кредитные условия, которые, скорее всего, приведут к снижению инвестиционной активности и более умеренному росту потребления».

Правда, наметились улучшения в международных экономических делах, и, например, прирост иностранных активов в январе-феврале 2025 года оценивается в $12,1 млрд против $8,0 млрд годом ранее. Как отмечает ЦБ РФ, это произошло «…в связи с ростом прочих инвестиций». Положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса РФ в январе-феврале 2025 года составило $10,8 млрд, что на 25,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, когда оно равнялось $8,6 млрд. Профицит торгового баланса РФ в январе-феврале 2025 года увеличился на 15,6% - до $18,5 млрд по сравнению с $16,0 млрд за аналогичный период 2024 года.

Так что можно, конечно, высказать и осторожный оптимизм по поводу того, что жесткое давление извне на нашу экономику будет ослаблено. Мировой опыт в среднем показывает, что выход из такого рода жесточайших санкций занимает до 38 лет. А вот сколько будет в нашем случае – время, конечно, покажет…

Интересно, что перед МЭФ, который начнет работу в первых числах апреля, в стране прошел очередной съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) при участии Президента РФ Владимира Путина. Там обсуждались ключевые направления взаимодействия бизнеса и власти. Обсуждались и предложения по участию предпринимательского сообщества в достижении национальных целей развития страны, что, несомненно, будет продолжено и актуализировано на предстоящем МЭФ. Все разумные экономические руководители в стране, как было подчеркнуто на РСПП, «…поддержали предложение бизнеса о необходимости повышать фискальную нагрузку в привязке к прибыли, ориентироваться на рост налогов с выручки/оборота». Иначе ситуация для бизнеса могла бы стать окончательно критической.

Но развитие экономики душат не только высочайшие налоги и резкие ограничения кредитования. Сильно мешает и кадровый дефицит - главный ограничитель для промышленности и предпринимательства. За последние три года, как выяснилось, «… за счет безработных и увеличения уровня занятости во всех возрастных когортах удалось дополнительно вовлечь в экономику порядка 2 миллионов человек. Это тот потенциальный дефицит, который был закрыт за этот период. Однако этот резерв сегодня практически исчерпан…». Тут нельзя не посочувствовать как профильному министру труда, сообщившему это, так и всей нашей экономике, ведь работа без кадров просто стоит.

Бизнесу и производству внутри РФ угрожает сегодня и дешевый импорт, который может нести угрозы, вытесняя отечественную продукцию. Поэтому нельзя сегодня забывать о приоритете импортозамещения, хотя оно и продвигается с серьезными трудностями. Лично я уверен, что, как и на заседаниях РСПП, так и на площадках МЭФ будет в итоге констатировано главное: в конечном итоге задача — найти разумный и эффективный баланс между сдерживанием инфляции и ростом экономики. Иначе мы так и будем вытягивать хвосты при том, что голова будет вязнуть в трясине экономических проблем.

Вот сегодня министр финансов Антон Силуанов призывает российский бизнес активнее сокращать издержки, чтобы пройти период охлаждения экономики. Про так называемую «оптимизацию расходов» наверняка будут говорить и на МЭФ. А я и сейчас подчеркну, что освободить предпринимателей от лишних издержек довольно просто: надо снизить явно и безосновательно завышенные коммунальные и транспортные тарифы, акцизы на топливо и все прочие излишние повышенные налоги. Надо прекратить поборы под видом «штрафов», коррупцию надо сокращать, дать настоящую свободу предпринимательству. Тогда и исполнится мечта министра, да и мы все в накладе не останемся.

Вообще чиновники правительства, похоже, искренне считают, что «на системном уровне бизнес сохраняет финансовую устойчивость», говорят об успешной адаптации промышленности России к санкционному давлению. Но мне думается, что это всё больше благие пожелания, выдаваемые за результат. И по-настоящему адаптироваться к санкциям и вызовам нам еще только предстоит. Об этом и многом аналогичном в нашей проблемной экономике, кстати, говорит в преддверии МЭФ его основатель и руководитель, известный бизнесмен и политик Константин Бабкин:

«Очевидно, что эпоха сменилась, теперь нам стараются нанести стратегическое поражение, экономически разрушить. Так почему же тогда устаревшая и вредная налоговая политика, идущая из той эпохи, продолжается? Ведь эта политика как была заложена в своих основных параметрах в 90-е годы, так мы и продолжаем! Ни один налог, по большому счету, не снижен, все стимулы созданы для экспорта, рынок мы держим открытым, а во внешнеэкономической политике до сих пор почему-то соблюдаем правила ВТО».

На предстоящем МЭФ, я уверен, будет не раз отмечено, что серьезно увеличилась поддержка сельского хозяйства. Надо сказать, что неплохо работает закон о промышленной политике и появился, например, Фонд развития промышленности, начали субсидии выплачиваться промышленным предприятиям. Есть определенные успехи в реальном производстве. Но пока что, увы – всё выглядит довольно неустойчиво и непостоянно.

Поэтому, проводя съезды РСПП, МЭФ и иные важные экспертные мероприятия, нам надо добиваться, чтобы ответственные лица Правительства РФ, ЦБ РФ и иных экономических структур всерьез присматривались к нашим рецептам выхода из застарелых проблем, лучше понимали - как вывести страну на длительный этап развития.

Олег Комаров, доктор экономических наук