Президент «Русского экономического общества», доктор экономических наук, профессор ОЛЕГ КОМАРОВ подвел основные итоги и обозначил главные проблемы в российской экономике, которые проявились в 2024-м году.
- Думаю, 2024-й показал еще раз наглядно и очевидно: очень зря мы забываем хорошие уроки нашего же недавнего прошлого. Мне пришлось в свое время общаться с таким замечательным федеральным политиком и практиком управления, как Евгений Максимович Примаков, и не я один часто вспоминаю – как он спас нашу экономику и страну после дефолта 1998-го года.
Примерно четверть века назад успешное правительство Примакова при жесточайшем финансово-политическом кризисе приняло решение не повышать ключевую банковскую процентную ставку и не ограничивать выдачу кредитов. Тогда же вопреки просьбам монополистов и лоббистов Евгением Примаковым были реализованы жёсткие меры против роста тарифов на услуги и продукцию монополий. И это помогло стране уже во времена В.В. Путина встать на путь подъема и развития.
А что же мы видели в 2024-м году от руководящего экономического блока РФ? Ровно обратную политику. «С помощью ставки нам удалось предотвратить вхождение в инфляционную спираль», - говорит на форуме «Россия зовет» глава ЦБ Эльвира Набиуллина. И это всё она сообщает людям, которые живут почти весь год как раз в условиях этой самой спирали, со средним ростом цен, близким к ключевой ставке – то есть, 20-22%.
Вот так у нас ЦБ РФ и его глава «борются» с инфляцией, которая, по сути, и есть реакция экономики на ее же неравновесие, на перекосы нынешней монетарной политики. А министр финансов Антон Силуанов буквально тут же сказал, что его ведомство тоже, дескать, сражается с инфляцией, но уже при помощи тарифообразования. В общем – банкир с министром нашли друг друга и уравновесили. Вместо экономики РФ. А ведь и простые россияне, и государственные промышленники, и весь наш бизнес стонут от роста цен и видят: тарифы «естественных» монополий на ЖКУ, перевозки и иные услуги неуклонно и неоправданно растут, однозначно повышая тем самым инфляцию.
Но наши нынешние главные экономические начальники считают всё это положительными действиями, будто не видя всем очевидное: их так называемая «борьба» с инфляцией приносит ровно обратный результат. Вот, например, академик РАН Сергей Глазьев так ответил на посылы Силуанова-Набиуллиной:
«Они же сами разгоняют инфляцию! Бороться с ней только одним инструментом – повышением ставки ЦБ РФ – это как вести машину только крутя руль, не нажимая на газ. Мы это видим уже десять лет. Они только заявляют, но не таргетируют инфляцию, это от лукавого. Они имитируют борьбу с инфляцией и водят нас по порочному кругу. Повышение ставки ведет к серьезному замедлению, а то и полному прекращению кредитования, инвестиций, это приводит к технологическому отставанию, снижению конкурентоспособности. А это - путь к очередной девальвации, что снова порождает инфляцию».
И с такими оценками и постановкой вопроса соглашаются многие известные эксперты. Например, видный экономист, депутат ГД РФ Михаил Делягин, предсказывающий еще недавно: «Мы увидим рост банкротств из-за того, что огромная часть кредитов (по некоторым данным, больше половины) выдается с плавающей процентной ставкой. Взяли-то вы кредит под 23%, а потом будете платить 27%. И попробуйте при этом не разориться».
Ну а простые россияне только и думают – как выживать в условиях сокращения реальных доходов. Так что, вот это всё странное «блуждание ЦБ РФ по кругу среди трех сосен» с одной ключевой ставкой в руках, загоняло в 2024-м году экономику РФ в стагнацию. Шла примитивизация денежной политики, сведение всего огромного финансового инструментария только к одному «ключевому» инструменту, что привело к «фетишизации» этой самой ключевой ставки ЦБ.
И вот всё это, пожалуй, можно назвать одним из главных неутешительных итогов уходящего 2024-го года. Из-за нынешнего положения вещей в экономке страны началась страшная волатильность, в том числе валюты, рубля. В итоге же промышленности и бизнесу ничего толком нельзя планировать больше, чем на 2-3 месяца. Разве это работа, развитие, стратегия, а не принцип «день простоять, да ночь продержаться»?!
Монополисты вместо того, чтобы снижать издержки, решают все свои проблемы просто ростом тарифов на проезд, перевозки. А коммунальщики – на свет, воду, газ и тепло… И что после этого говорить – ах! И откуда же берется у нас эта проклятая инфляция, чуть ли не двойной рост цен на важнейшие продукты питания в магазинах!? Да вот отсюда и берется! А семьи, по большей мере, беднеют.
И разве не правильно говорит Сергей Глазьев, когда констатирует: «Рост издержек на уплату постоянно возрастающих процентов по кредитам предприятия «закладывают» в цены, что разгоняет инфляцию. А еще это приводит к банкротствам, потому что каждое повышение ставки ЦБ ведет к банкротству тысяч предприятий». И здесь я добавлю, конечно, очевидное: это банкротство, закрытие тысяч предприятий ведет только к снижению предложения товаров и услуг на рынке, снижению конкуренции – что тоже стало важнейшим фактором для разгона цен и инфляции.
А разве не прав академик Глазьев, когда констатирует: банкиры занимаются «залоговым рейдерством»? Эти банкиры говорят: и хорошо, что в РФ десятки тысяч предприятий разоряются и банкротятся после очередного повышения ключевой ставки. Зато от неудачного и неэффективного собственника, дескать, бизнесы и имущество переходят к собственникам новым и более эффективным.
А на самом деле, банкротятся хорошие предприятия, потому что плохим никто уже давно кредитов не дает. «У таких хороших предприятий, как правило «оборотка» закредитована в среднем до 60% по промышленности, - отмечает эксперт. И предприятие, чтобы сохранить производство, вынуждено работать себе в убыток, потому что всю прибыль съедают банки, которым надо выплачивать постоянно растущую процентную ставку.
Хочу здесь привести и еще одну здравую экспертную позицию, в данном случае - председателя Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, доктора экономических наук Валентина Катасонова. Он, как и уже названные здесь уважаемые эксперты, давно придерживается похожей позиции по упомянутым проблемам:
- ЦБ продолжает такой «спектакль» уже долгие годы, и действия ведущих экономистов можно сравнить с введением новой дозы наркотика, чтобы «пациент на некоторое время расслабился и забылся». Повышение ключевой ставки только ещё больше разгоняет инфляцию и ослабляет экономику. А ослабление экономики ведёт к ослаблению платёжного баланса, что способствует ослаблению валютного курса… И Россия уже десять лет наблюдает за «дурной бесконечностью». Каждый раз, когда ключевая ставка повышается, пациент приближается к летальному исходу. Это приводит к исчезновению некоторых товаропроизводителей и повышению цен у других. Такая экономическая политика способствует инфляции и создает инфляционную спираль».
…Трудно поверить, что могут ошибаться десятки специалистов такого высочайшего уровня теории и практики, как те же Евгений Примаков или Сергей Глазьев, доказавшие свою компетентность и результативность в управлении практической экономикой. Скорее всего, критическая, если не сказать – катастрофическая ошибка допускается в данных вопросах именно «сладкой парочкой» вроде известных банкирши с министром.
Конечно, не совсем их вина в том еще, например, что к концу 2024 года мы подошли с бюджетным дефицитом почти 5 триллионов рублей (просто страна уже тратит денег больше, чем может себе позволить и заработать), но доля их вины и здесь имеется. И дефицит этот, ожидаемый к концу текущего декабря, тоже будет профинансирован из эмиссионных источников вроде ФНБ, остатков со счетов минфина и т.п. Разгонит это инфляцию еще больше? Несомненно.
А в целом, по экспертным оценкам 2024-го года, озвученным тем же Глазьевым, ущерб от курса ЦБ РФ составил уже более 50 триллионов рублей непроизведённой за последние десять лет продукции, и примерно в 20 триллионов рублей неосуществлённых инвестиций, не говоря уже о колоссальном объёме вывезенного и во многом уже потерянного капитала.
Кстати говоря, и чрезмерная закредитованность под огромные проценты обрабатывающей промышленности РФ вызывает серьезные опасения. А ведь здесь был еще недавно уникальный средний рост под 9% в год! И его надо всеми силами сохранить и в будущем году, потому что вывоз сырья Россией - явно уже не путь к развитию, а только к дальнейшим проблемам с платежами, санкциями и ограничениям.
Ошибочный курс наших руководящих экономистов в виде постоянного повышения ключевой ставки ЦБ РФ и тарифов привел к тому, что практически не используются другие экономические инструменты – те, которые использовались при том же Евгении Максимовиче Примакове и позволили ему за полтора-два года спасти экономику России.
А надо бы заниматься, например, резким уменьшением цены киловатта, который у нас уже давно перегнал Китай и США по стоимости, что лишает нас конкурентоспособности и подстегивает тарифы и инфляцию. Нам нужно создание тысяч новых высокотехнологичных рабочих мест, при этом необходимо не сжатие, а увеличение денежной массы, что позволит увеличивать обороты бизнеса и промышленности, добавить «крови» нашей экономике в целом, достойно платить работникам.
Нам надо, я считаю, продолжать оставлять до 80% валютной выручки предприятиям-экспортерам и не вести пустых разговоров-страшилок о «перегретой экономике». Для этого нужны целевые кредиты (под 3-4% как в Китае, а не под 30-40%, как у нас!), чтобы добиться эффективного и реального импортозамещения. Нужны специальные инструменты недорогого и выгодного рефинансирования, в общем, именно то, что позволит наращивать производство и предложение товаров российскому рынку, чтобы загрузка производственных мощностей у нас составляла не 65-70%, а гораздо больше.
К сожалению, в 2024-м году мало что было сделано в данных направлениях, или вообще ничего. А к чему мы пришли? Ну, например, к тому, что на наступающий 2025-й год помимо, конечно, хороших пожеланий по росту инвестиций, производительности труда, бизнеса, промышленности – у нас планируется собрать только с физических лиц штрафов разного рода не менее 600 миллиардов рублей. Неужели, в основном, на фискальные идеи, планы и действия мы теперь оказались только и способны?
А как же реальное развитие общества и экономики, для которых у России остаются еще огромные возможности? Ведь нельзя на это махать рукой и думать только о росте штрафов, ставок и тарифов – это порочный и опасный путь! Вот в чем, на мой взгляд, основные экономические уроки и проблемы уходящего 2024-го года в России.
Олег Комаров, доктор экономических наук