Олег Комаров: БРИКС, ВЭФ и золотой запас России

Президент Русского экономического общества, доктор экономических наук Олег КОМАРОВ назвал негативные и обнадеживающие факторы, которые способны повлиять на развитие российской экономики в обозримом будущем.

- В эти дни бизнес и промышленность РФ живут в тревожном ожидании практически уже обещанного очередного подъема ключевой ставки Центробанка до небывалых и неподъемных 20%. В связи с этим вполне резонно прогнозируется усугубление нынешних, и без того острых экономических проблем страны, особенно в плане доступности кредитов и инвестирования.

Много правильных слов говорили, кстати, о важности инвестиционного климата и кредитования на прошедшем Восточном экономическом форуме (ВЭФ). Но слова – не дела. Этот форум был, конечно, довольно знаковым и важным событием с участием нашего главы государства и представителей 75 стран, а итогом ВЭФ стало подписание 258 соглашений на сумму почти 5,4 триллионов рублей.

Другой вопрос – а получится ли выполнить эти соглашения, если стоимость кредитов станет совсем уж запредельной, а инвестиции невыгодными? Тем не менее, пока что наши экономические и политические власти демонстрируют уверенность и оптимизм – ведь основания для этого всегда можно отыскать.

Например, с одной стороны, в целом по стране ипотека стала практически недоступной для широких масс населения. А с другой стороны - до 2030 года решено сохранить ставку ипотеки в 2% на Дальнем Востоке и в Арктике. Много ли жилья там строится и много ли желающих туда поехать и его купить в кредит? Это нюанс интересный, поэтому одно дело – поручения и планы, другое дело – суровая реальность. Однако, про такого рода нюансы у нас предпочитают скромно умалчивать.

В целом же, Россия, как не раз выяснялось на ВЭФ, ищет и находит свои особые пути для решения встающих перед экономикой вопросов. Например, стало известно, что наша страна уже является одним из мировых лидеров по майнингу, власть активно поддерживает криптовалюту, считая это путем эффективного обхода кризиса неплатежей и валютных ограничений для нашей страны.

Ни денег, ни энергетических ресурсов нашу страну лишить невозможно, поскольку, как отмечалось на Дальневосточном форуме, мировая экономика просто не выдержит «закрытия» российской энергетики – тот же газ всегда будут покупать, без этого мир не обойдется никак. Но на данный момент положение сложное. Руководство страны ставит политическую задачу: вместе со странами глобального Юга наша Россия должна обеспечить свое мировое лидерство в экономике. Отлично и все мы «за» двумя руками. Но как быть с неприятными фактами, такими, к примеру, как экономические итоги одного из летних месяцев 2024 года?

Верить статистке или нет – дело личное для каждого из нас, но я склонен доверять тому же Росстату, когда он отчитывается чуть ли не о четырехкратном крушении прибылей российского бизнеса по итогам июня. Тогда прибыль российских предприятий сократилась в 3,8 раза в годовом выражении — до 860 млрд рублей. По сравнению с июнем прошлого года (3,27 трлн рублей) компании лишились более чем 2,4 триллиона рублей прибылей, или почти $27 млрд в денежном выражении.

По итогам января-июня 2024 года падение прибыли компаний составило 5,8%. Это немного, конечно, но все-равно показательно. И как быть с тем, что около 9% прибылей за полгода потеряли металлурги, на 22%, просели прибыли нефтеперерабатывающих заводов, и СМИ пишут, что Россия даже начала использовать золото для оплаты товаров из Китая из-за проблем с банковскими переводами? Так это или нет, но звоночки, конечно, тревожные. Тем более, что и на следующий год тот же Центробанк прогнозирует рост российской экономики в пределах 0, 5-1%, что, скорее, статистическая погрешность, а не рост.

На этом фоне некоторый оптимизм внушает развитие ситуации с БРИКС, где РФ сейчас главенствует и куда такая важная и мощная страна, как Турция недавно подала официальную заявку на вступление. И турки явно хотят не просто «постоять в сторонке», а заявка представляет собой претензию на полноформатное участие в этом крайне перспективном межгосударственном объединении БРИКС. Даже сам турецкий «султан» Реджеп Эрдоган намерен находиться на предстоящем октябрьском саммите БРИКС в Казани.

Здесь интересно то, что присоединение к объединению Турции чисто политически будет явно противоречить ее членству в Североатлантическом альянсе. Ведь создается впечатление, что кое-кто побежал с накренившегося в шторм корабля НАТО… Но смогут ли такого рода события помочь нашей экономике выпутаться из нарастающих трудностей? В чем-то, конечно, смогут, потому что страны БРИКС не станут проводить политику экономического удушения России, и товары от них мы получать сможем, как и продавать им свои.

Хотя положение в этом вопросе ухудшается. Минэкономразвития на днях выдало нам снижение прогноза по импорту товаров в страну. В 2024 году объем импорта теперь оценивается в 294,9 миллиарда долларов, что меньше предыдущей оценки в 324,1 миллиарда долларов. Причина ясна – нарастающие трудности с оплатой импортных товаров, конца которым пока не видно, разве что криптовалюта да золото нас выручат.

А вообще, конечно, надо продолжать курс на замещение импорта, как бы трудно это для нас ни было. Да, для этого придется решать проблему с нехваткой кадров, технологий и прочих базовых вещей. Но ведь альтернативы этому курсу нет! Нас пока спасает тот момент, что, несмотря на растущие препоны, экспорт из России продолжает расти, достигнув в 2024 году 427,6 миллиарда долларов.

Но надо всегда иметь в виду и нарастающую враждебность коллективного Запада, который добивается в итоге того, чтобы у нас практически всё и все перестали покупать, в том числе и сырье. И если это вдруг получится, если нам обрушат еще и экспорт, то на чем страна будет зарабатывать? Чем мы станем замещать отсутствующие товары, а главное - технологии, критически важные для того же оборонного производства? К сожалению, многие подобные вопросы пока что сегодня остаются без ответа.

Есть, правда, один очень важный фактор стабильности нашей экономики, который внушает оптимизм, и не мне одному. Вот прошла информация, что международные резервы России в августе увеличились почти на 2%, до 613,715 миллиарда долларов и это самый большой прирост за последний год. Резервы включают золото, валюту и другие активы, которые используются для поддержания экономической стабильности и защиты от финансовых рисков.

То есть, что бы там ни было, а страна и ее экономические власти находят способы пополнять нашу золотую и валютную кубышку на «черный день». Тем более, по официальным данным, уже не западные деньги, а золото сейчас составляет рекордные 30,8% от всех резервов. Это может сыграть ключевую роль в обеспечении макроэкономической стабильности России, золото сможет помочь стране справиться с кризисными ситуациями. Сегодня именно данный фактор дает нам надежду.

Олег Комаров, доктор экономических наук