По мнению президента Русского экономического общества, доктора экономических наук ОЛЕГА КОМАРОВА, участие в альянсе БРИКС и создание новой валюты способно помочь России преодолеть последствия западных санкций.
- Насколько экономическую ситуацию в России в обозримой перспективе улучшат два этих инструмента – один финансовый, другой из области, скорее, геополитики? Вопрос, конечно, интересный и сложный. О возможностях БРИКС я уже высказывался в СМИ, но считаю важным напомнить свою позицию. Я считаю это межгосударственное объединение одним из спасительных якорей в бурном санкционном море вокруг России.
Напомню, что последнее расширение БРИКС произошло в январе 2024 года, и вот недавно Азербайджан подал официальную заявку на вступление в это сообщество мощных и развивающихся государств нашей планеты. И стоит подчеркнуть, что в данном случае речь идет о важной стране, от которой сегодня немало зависит в плане обеспечения стабильности, общего развития как региона, так и всей Евразии, фактически – это ключевой игрок на Кавказе. Ну, помимо, конечно, России.
Как говорят эксперты, именно участие Азербайджана в отдельных проектах и тематических направлениях может дать БРИКС возможность «заиграть новыми красками», поспособствует развитию объединения. А я подчеркну еще раз – за БРИКС большое будущее, потому что «дряхлые» финансовые и политические объединения мира и Европы, начиная с ООН и заканчивая НАТО, во многом исчерпали себя.
Они разными сомнительными методами пытаются продлить свое существование, однако пора уступать дорогу молодым и сильным игрокам мировой политэкономической арены, тому же БРИКС, где, кстати, в текущем году председательствует Россия. Не случайно в эти дни (27–28 августа) в Москве проходит VI деловой Международный муниципальный форум стран БРИКС. Его цель, как пишут СМИ, «интеграция положительного мирового опыта по технологическому, экономическому и социальному развитию муниципальных территорий стран БРИКС и партнеров».
Важно подчеркнуть, что в форуме принимают участие 126 стран, 89 регионов России, 500 городов, 5 тысяч участников. А такой солидный состав, такое представительство говорят только об одном: БРИКС наращивает вес и популярность в мире, это объединение уже способно успешно противопоставить себя и ЕС, и США с их военными и экономическими блоками, долгое время «подминающими» под себя почти все человечество.
А наш БРИКС – «молодой волк» планеты. Этот блок, напомню, сформировался в июне 2006 года с участием Бразилии, России, Индии, Китая и первоначально назывался БРИК по первым буквам названий стран-основателей (Brazil, Russia, India, China). Позже к объединению присоединилась ЮАР, и его стали называть БРИКС.
Поначалу казалось, что формальным сближением стран под одной «крышей» всё и ограничится. Однако, скептики просчитались - уже 1 января 2024 года в БРИКС вступили еще пять стран: Египет, Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Эфиопия, правда, уже название объединения решили не менять.
И вот теперь вступает Азербайджан и, как говорится «на подходе» еще множество стран - будущих участниц. Известно, что уже заявки на вступление подали более 30 стран, в том числе недавно Таиланд и Малайзия, серьезные экономические игроки Юго-Востока планеты. Ну и какая тут эффективность антироссийских санкций может быть, когда за нашей страной встает такая мощь минимум половины, а то и двух третей человечества по численности и по экономическому влиянию?
Кстати говоря, ближайший саммит БРИКС состоится в Казани 22–24 октября и он вполне способен стать триумфальным для России, как важнейшего, системообразующего участника объединения. На этом общеполитическом международном фоне не менее эффектно смотрятся новости, касающиеся действий РФ по финансовой стабилизации. Например, крайне интересны сообщения о том, что у нас создаются официальным порядком уже две криптобиржи - в Москве и Петербурге.
Они будут, скорее всего, облегчать нам «зависшие» торговые платежи (в том числе и китайские), и вообще окажутся крайне полезными для оживления торговли в мире, для внешнеэкономической деятельности. Как говорят эксперты, в данном вопросе «основные идеи связаны с созданием стейблкойнов на юань и на корзину валют БРИКС, хотя, конечно, функционал российских криптобирж может быть ограничен из-за санкционных рисков». Напомню, что стейблкойны — это, по сути, цифровые финансовые активы в терминах российского законодательства в силу наличия эмиссионного центра и обязанного лица.
Но что бы там ни было, что бы там не получилось в итоге и на практике – а важно главное, важно, что Россия не опускает руки перед валом проблем, которые создают нам недружественные, враждебные государства. Вопрос альтернативной доллару и евро новой мировой валюты, я уверен, будет решен в итоге положительно для РФ и наших союзников, и не последнюю роль в этом сыграет и БРИКС, и криптовалюты, и создаваемые сегодня криптобиржи РФ.
Ведь страны мира, которые желают «отвязаться» от назойливого диктата США, видят все пороки и притеснения от тотальной долларизации мировой экономики. И они, хотя бы и в рамках БРИКС, с радостью уйдут, например, от угроз вторичных санкций, которые связывают руки банкам даже таких мощных стран, как Китай. Эти десятки стран Африки, Азии и Латинской Америки с радостью уйдут от негативной политики МВФ и Всемирного банка, которые высасывают все свободные ресурсы из бедных или развивающихся государств мира.
Например, речь идет о несправедливой квоте голосования в том же МВФ, когда такие бедные страны хитроумно, но фактически, лишаются влияния и голоса вообще. Будущие и нынешние члены БРИКС считают эти хищнические организации несправедливыми по отношению к глобальному Югу планеты, и хотят конца этих организаций. Кстати, умные аналитики говорят, что последствия такого демарша обиженных стран будут очень плачевными для доллара и упомянутых мировых контор типа МВФ.
А вот с БРИКС, уходящем от МВФ, ЕС и НАТО, будет все совсем наоборот. Не случайно сегодня многие серьезные аналитики предрекают: всего через десяток лет у нашего объединения реализуются не просто огромные перспективы, но возникнет и подавляющее, огромное влияние на мировые дела. И отсутствие здесь, в этом объединении, США и ЕС будет означать многое, если не всё.
Олег Комаров, доктор экономических наук