Новая жизнь саратовской гармошки

«Репортер» побывал там, где производят уникальные инструменты и восстанавливают старинные.

Цех по изготовлению саратовской гармоники начинается с фотовыставки.

- Здесь наша история, начиная с 2013 года, - рассказал руководитель предприятия Сергей Липатов. – Мы прошли все возможные туристические фестивали с непременными победами. Сейчас на наших гармошках играют детишки, начиная с четырех лет. Этот инструмент не сложно освоить. Сейчас создано несколько ансамблей в школах, дошкольных развивающих центрах. Могу сказать, что в молодых руках гармошка зазвучала совершенно по-другому. Мы впервые стали записывать ее по метроному в студии, делать современные композиции. У нас есть даже клубный трек с саратовской гармошкой, мы его дали послушать молодежи, композиция прошла «на ура». Мы стараемся, чтобы у инструмента была новая, интересная жизнь.

За несколько лет численность цеха, занимающегося как ремонтом, так и изготовлением этого инструмента увеличилась. Если раньше на сборке работал один мастер, сейчас уже трудятся трое. Чтобы произвести гармошку, изучают старинные инструменты, буквально разбирая их на составляющие. Когда-то каждый инструмент собирался вручную, каждая гармонь была индивидуальна, возникала большая проблема в ремонте. Сейчас гармонь – это серийная продукция, детали во всех партиях инструмента одинаковы.

Мастер Вячеслав Дробышев ремонтирует гармошки вот уже 23 года.

- В конце 80-х я отвел сына в ансамбль, - рассказал он. – С этого все и пошло. Сначала увлекся он, потом и я. Гармошка периодически ломалась, и тут, конечно: «Папа, сделай!» Вот и делал. Дальше – больше. Стал читать специализированную литературу, общаться со старыми мастерами. Но надо сказать, что далеко не все готовы раскрыть все секреты ее производства. А их здесь очень много. Приходилось самому доходить потихонечку.

По словам Вячеслава, голос саратовской гармошки он узнает среди тысячи обычных. И дело тут не только в знаменитых колокольчиках, есть несколько отличий в конструкции, в расположении клавиш.

- Всем интересно заниматься – и новые гармошки делать и старые ремонтировать, - продолжает он. – Вот она перед тобой такая старая, побитая. Но ты знаешь, что все починим, настроим, и она будет снова играть и радовать. Чем отличаются новые от старых? Ну, вот у инструментов «в годах» дерево более мягкое, что ли. Могу сказать, когда сам инструмент делаешь, расставаться с ним очень тяжело, столько души вложено. Вот несколько дней назад отправили гармошку в Питер. Понимаю, что в хорошие руки, но все равно, жаль.

Еще один мастер Дмитрий пришел сюда сам. До этого работал дома. Нравилось ремонтировать инструменты.

- У меня дядька сам саратовские гармошки собирал, так что у нас это наследственное.- улыбается он. – Я когда маленький был, любил сидеть в деревне на завалинке и слушать, как играют на баяне. Вырос и занялся сначала игрой на балалайке, потом на гитаре. А потом шел по улице, увидел, как дедушка на гармошке играет и зацепило. С тех пор начал сам играть. Ломалась – ремонтировал. Я когда вижу старый сломанный инструмент, мне его безумно жалко становится. Покупаю, восстанавливаю. А потом услышал про этот цех и решил прийти. Заявился с гармошкой, с тех пор работаю тут. Мне нравится. Работа разноплановая. Делаешь все, начиная от кнопочек и заканчивая подбором голосов.

Прогресс не стоит на месте. Каждый новый инструмент проходит тестирование. Причем, проверяет их как раз Артем – сын Вячеслава Дробышева. До сих пор молодой человек увлечен игрой на саратовской гармошке и блестяще справляется с исполнением как классических, так и современных композиций.

- У каждого из мастеров свой почерк, своя хитрость, - продолжает Сергей Липатов. – Каждый мудрит что-нибудь, чтобы именно его гармошка звучала лучше. Наша задача сделать ее доступной по ремонту и по цене. Раньше это была, в основном, ручная работа, но покупателей становилось все больше и больше. Мастера работали пожилые, которые ни с кем особо своим мастерством делиться не хотели. Да, мы с ними общаемся, но все равно много до чего доходим сами. Сейчас появились новые условия, при которых детали можно делать не вручную, а на станках. Это гораздо качественнее и быстрее. К тому же, зачем разводить марганцовку для цвета, если можно воспользоваться современными красителями или применять вместо костного клей на основе ПВА, который гораздо более качественный.

- Наверное, у вас есть множество историй, связанных с гармошками?

- Да, люди с гармошками у нас тут побывали разные. Мужчина был в годах. Приехал на хорошей машине. Сказал, что вышел на пенсию, теперь есть время начать учиться играть на гармошке. Недавно заезжал врач, заказал инструмент определенного цвета, для подарка другу, который живет в Бельгии. Пока мы ее делали, дали на время ему нашу, он за неделю на ней играть научился. Полковник заезжал, афганец. Тоже принес гармошку в ремонт, потом попросил нас её купить. Мы с ним разговорились, узнали, что собирает деньги на операцию. Его гармонь выкупили, но с условием, что инструмент его тут ждать будет. Но вот пока он не вернулся за ним. А парень был очень интересный, рассказывал, как в боях гармошку с собой везде таскал. Его ранило несколько раз, а на гармошке ничего – ни царапины. Друзья ему говорили, чтобы бросил, он не слушал их. Но когда было совсем худо, садился и играл, и вроде все налаживалось. Да, знаете, еще Сталин мастеров с войны отзывал, ценились они очень. В прошлом году, мы ремонтировали гармошки для школьного ансамбля. Все сделали, а через некоторое время к нам пришли родители ребенка из этого коллектива и заказали гармошку на день рождения. Так ребенок увлекся. Это было очень трогательно. Все циклично. Вот и у нас начался новый виток истории, когда маленькие ребятишки играют на нашей гармошке не только на различных мероприятиях, но и дома в кругу семьи. Согласитесь, это здорово.

Ольга ЛЕТУВЕТ, фото автора