«Не за тридевять земель»: в поисках Алексеевского городища

Клуб «Не за тридевять земель», названный так в честь легендарной на саратовском телевидении программы, сообщество людей весьма любопытных и деятельных. Каждую неделю они собираются вместе и отправляются в экспедицию. Да-да, именно в экспедицию, а не на экскурсию. Последняя предполагает некую определенность и изученность маршрута. Здесь же этого нет. Определяя конечную цель, по пути изучается все интересное. И совсем нет гарантии, что в процессе цель не поменяется. В минувшее воскресенье мы присоединились к этому сообществу энтузиастов и отправились изучать Затон.

Ровно в полдень встретились на Предмостовой площади. В старейший поселок города участники экспедиции отправились по улице Хвесина. Тут же нашли массу интересного – необычные петли на старинных домиках, удивительный деревянный дом, собранный, вполне вероятно, из разобранных белян, которые сплавляли сюда по Волге.

На одном из домов мы обнаружили красивую, железного кружева крышу крыльца. На ней ясно читались буквы.

- Это очень интересный дом с анаграммой, - рассказал руководитель клуба «Не за тридевять земель» Владимир Федосеев. – По всей видимости, владельцев дома было много. Но вот, чьи именно это инициалы, пока я не выяснял.

Вот так, через несколько минут мы стали обладателями новой загадки, для которой еще предстоит найти решение.

Чтобы попасть в Затон по этому маршруту, надо преодолеть довольно крутой спуск дороги. После дождя почва предательски скользила под ногами.

Местоположение – несомненное преимущество поселка. Он расположен вблизи Волги, здесь прекрасные виды на реку. Но в то же время часть его находится в оползневой зоне, которая порой доставляет немало неприятностей. Об этом говорят характерные рельефные виды. Крутые обрывы – это очень красиво, но появляется ощущение опасности.

- Здесь должен быть родник, - Владимир Федосеев буквально нырнул в стоящие стеной заросли. И действительно, пройдя несколько метров, мы нашли небольшую ржавую трубу, выходящую из земли.

- Это место было облагорожено, - рассказал Федосеев. – Не так давно кусты скрывались за завалами мусора. Горы отходов в высоту достигали 2-2.5 метра. Пару лет назад здесь все расчистили.

Спустя пару километров мы подошли к удивительному месту. К камню, который гордо возвышается на самом краю крутого берега. Неофициальное название не одно. Называют его и «Три монаха» и «Чертов палец».

- Это твердые песчаниковые породы, сохранившиеся после большого оползня. Несколько сотен лет назад именно здесь прошла его граница, и этот кусок устоял. Груда земли снесла все на своем пути, а потом ее постепенно смыла вода. Камень разрушается. Лет сто назад он был гораздо выше. Время его не щадит.

- Никаких магических свойств с ним не связывают?

- Нет, я пока не слышал. Это место «паломничества» студентов-геологов, вокруг Соколовой горы для них раздолье: открытая геологическая летопись, в обнажениях видно, как залегают слои осадочных пород.

Балансируя на краю, участники экспедиции старались сделать как можно больше красивых кадров. Вид здесь открывается действительно сказочный.

Местные жители в Затоне оказались весьма приветливыми. Они охотно подсказывали нам, куда идти и где можно выйти на другую тропинку. Самой запоминающейся стала бабушка Маша. Ей 87, но у нее свой огород, на котором она выращивает картошку. Зимой дом топит дровами, говорит, газ проводить дорого. 200 000, а где же их взять! Но дети помогают, не оставляют без древесины.

- Мы здесь уже с 39 года живем, - рассказала она. – Хорошо у нас тут. Тихо, спокойно, воровства никакого нет.

По пути нам удалось найти валявшуюся на дороге кованную старинную скобу для ворот или калитки. В нее вставлялась палка, чтобы их запирать. Прошли мы и мимо старого водозаборника. Этакое озеро на берегу реки.

Далее наш путь лежал вдоль побережья. Именно здесь становится понятно, насколько богат наш город подводными речками и ручейками. То тут, то там мы сталкивались с различными водными преградами. Один из таких водоемов оказался очень ярким. В прямом смысле этого слова. Он был красно-оранжевым. Причина кроется в богатой железом породе, через которую пробирается вода. В 50-х годах это место среди саратовских туристов, студентов СГУ, называлось «Змеиным утесом» и было достаточно популярным, пока его не застроили со всех сторон дачными домиками.

Одним из самых экстремальных моментов было преодоление на вид весьма «подозрительного» мостика, установленного через овраг. После разведки стало ясно – сооружение еще вполне безопасное. Просто особо чувствительным лучше не смотреть вниз и держаться за неровные, но крепкие перила.

Пройдя несколько километров, мы спустились к Волге. Несмотря на то, что до Алексеевского городища остался всего километр, подобраться к нему с этой стороны оказалось невозможно. Высокая вода отрезала путь по берегу. Переговорив с местной жительницей, пожаловавшейся на реку, из-за которой и им приходится карабкаться в гору, приняли нелегкое решение вернуться обратно.

Поскольку достичь городища мы решили в одну из следующих экспедиций, чтоб не терять настроя на открытия, решили «покорить» Соколовую гору. По пути к парку Победы нашли неоязыческое капище. Довольно запущенное и заросшее травой, но с четко читающимся рисунком, выложенным из камней. И закончили мы наш поход как раз в районе Национальной деревни.

Архитекторы, учителя, историки, журналисты – все мы получили новые впечатления. Это очень интересно и весело – совершать открытия каждые выходные.

Ольга ЛЕТУВЕТ, фото автора