Максим Самсонов о неодинаковых ограничениях для бизнеса: должен действовать принцип «или все – или никто»

Депутат Саратовской городской думы Максим Самсонов («Справедливая Россия – За Правду») – о QR-кодах в торговых центрах, брошенном на выживание российском бизнесе и низком доверии населения к власти.

- То, что на протяжении уже достаточно длительного времени мы наблюдаем рост заболеваемости по всей стране, может свидетельствовать о том, что изначально, формулируя пакет ограничительных мер, наши власти пошли не по тому пути. Подход существенно отличается от того, что использовался в других странах, где порой закрывается вообще все и надолго.

Но при этом в большинстве развитых стран потери экономики в достаточной степени компенсировались государством. Что и позволило использовать более жесткие меры. Например, локдаун в Мельбурне длился 262 дня, в Буэнос-Айресе жесткий карантин длился 234 дня. Эти территории смягчали ограничительные меры только при пороге вакцинации в 70%.

В Китае также достаточно жесткий подход. На днях власти несколько часов не выпускали больше 34 тысяч человек из шанхайского «Диснейленда» из-за посетительницы, у которой заподозрили коронавирус. Заболеваемость в стране последние месяцы редко превышает 100 человек в день, но активное противодействие идет даже небольшим вспышкам.

В России же существенного возмещения убытков бизнесу локдауны не предполагали. Бизнес оказался фактически брошенным на самостоятельное выживание в условиях ограничительных мер. В итоге, чтобы окончательно не угробить экономику, уже через неделю после начала прошлого локдауна власти начали выпускать из карантина одну отрасль за другой, смягчая меры, несмотря на рост заболеваемости.

Декларируемая же государственная поддержка оказалась слишком точечной. А некоторые отрасли до сих пор не признаны на федеральном уровне пострадавшими от пандемии. Например, сферы ритейла и коммерческой недвижимости, которые обычно закрывают в первую очередь, когда вводятся ограничительные меры, власти до сих пор не признают пострадавшей и не предусматривают для них мер поддержки. Хотя те же торговые центры сегодня, по сути, являются тренировочной площадкой для власти в ее экспериментах с пандемийными ограничениями.

Вот, например, экстренно ввели пропуск по QR-кодам, а должной разъяснительной работы по информированию жителей проведено не было. В итоге ТРЦ оказались вынуждены не только увеличивать штат сотрудников охраны, закупать оборудование для проверки QR-кодов, чтобы система прохода заработала. Но и, по сути, приняли на себя весь негатив со стороны жителей, недовольных и несогласных с тем, что их не пускают на территорию торговых комплексов даже в те магазины и аптеки, которые не требуют для посещения сертификата о вакцинации.

При этом злятся люди именно на торговые центры, выполняющие требования властей, а не на сами ограничения. Потому что считают их формальными, говорят, что во многих магазинах, на рынках с непродовольственными товарами, никто у них не спрашивает коды, а в ТРЦ, мол, нарушают их права.

Выходит, что даже введенные ограничения применяются по-разному. Те, кто соблюдает – получает основной негатив. А кто нет – спокойно работает, их даже не проверяют. На мой взгляд, должен действовать принцип «или все – или никто»! А если уж так вышло, что ограничительные меры касаются у нас далеко не всех, то для тех, кто столкнулся с ограничениями деятельности, обязательно должна быть поддержка от государства.

Подводя итог, многие решения, принятые в связи с эпидемиологической обстановкой, кажутся, на мой взгляд, половинчатыми, порой непоследовательными. К тому же плохо контролируются. Они, скорее, могут нанести вред местному бизнесу, чем действительно предотвратить рост заболеваемости.

К тому же они вызывают разочарование населения. Это отражается, к сожалению, даже на кампании по вакцинации, причины низких темпов которой, на мой взгляд, во многом лежат именно в плоскости недоверия к действиям властей.

Подготовил Антон Круглов