Максим Едрышов: без полиса ОСАГО ездит каждый пятый водитель в России

Члены рабочей группы при ОНФ направили в Минюст предложение по включению в новый КоАП запрета на эксплуатацию автомобилей без оформленных полисов ОСАГО. Согласно текущему законодательству, за езду без полиса ОСАГО полагается штраф в 800 рублей. При этом получивший его водитель имеет право продолжить движение. После утверждения запрета инспекторы ГИБДД будут отправлять автомобили нарушителей на штрафстоянку, откуда их можно будет забрать только после оформления полиса.

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировал глава «Федерации автовладельцев России» Максим Едрышов:

- По моим наблюдениям, без полисов ОСАГО или с поддельными полисами сегодня ездит примерно 20% водителей, то есть каждый пятый. Впрочем, в основном без полисов, потому что заморачиваться с подделкой имело бы смысл, если бы штрафы за езду без полиса были впечатляющими. А так поймали тебя без полиса, так заплати несколько сотен и езди спокойно дальше. После пандемии число таких правонарушителей, по-моему, увеличилось, и станет еще больше после обещанного страховщиками повышения тарифов. 

Езда без полиса, что самое обидное, бьет по добропорядочным участникам движения, по водителям с полисами. В случае ДТП он не может рассчитывать на компенсацию со стороны страховой – только на возмещение ущерба вторым участником ДТП, не имеющим полиса. И проблема тут не в суде и не в вынесении решения в пользу водителя с полисом, а непосредственно в его исполнении. Чтобы было понятно: если человек экономит на полисе ОСАГО, вряд ли у него полны карманы денег, которые можно сиюминутно взыскать. 

Мне кажется очень перспективной автоматическая система фиксации вождения без полиса ОСАГО – за этой технологией будущее. О такой системе говорят уже два года, и, кажется, она вот-вот должна стартовать, только что-то дело никак не двигается с места. Сначала она буксовала из-за большого количества ошибок в БД РСА, теперь все упирается в чисто техническую проблему собственно фиксации. Камеры нацелены не на фиксацию движения в общем потоке, а на нарушения этого движения, то есть на правонарушения. 

Если же придется фиксировать весь поток, то техника может попросту не справиться с возросшим объемом данных. Но грамотное внедрение такой системы, по-моему, резко уменьшит число водителей без полиса. Ведь как рассуждают они сейчас: в год меня остановили и оштрафовали за езду без полиса 2 раза, то есть я потерял 800 рублей (с учетом скидки 50% за оплату в течении 20 дней – прим. ред.). Да разве это деньги - по сравнению с ценой полиса в 7-8 тысяч рублей! А вот если система заработает, и за год за езду без полиса будут останавливать не 2 раза, а 10, 20, то ездить без полиса будет откровенно невыгодно. 

Электронный полис ОСАГО – отличная альтернатива традиционному. И мне кажется, его «криминогенность» сильно преувеличена – возможностей мошенничества тут не больше, чем где-либо еще, например, в онлайн-манипуляциях с банковскими картами. Да, в интернете хватает мошенников, продающих такие полисы, но просто надо быть внимательным, смотреть в оба глаза. Если относительно страховой компании возникают сомнения – проверьте ее со всех сторон, тем более что на сайте РСА есть для этого исчерпывающая информация.

Подготовил Иван Орлов