03:34 26 июля 2017 ID (2017)
Если кто и не знал, что демократ Николай Чернышевский, чья скульптура стала одним из самых узнаваемых брендов Саратова, оставил после себя потомство, то на этой неделе наступило прозрение. Информационный скандал с высказываниями родственника писателя-демократа Дмитрия Чернышевского замять не удалось.
Историю на белый свет выволок ЦЖР «Медиаликс 64», который написал о посте Чернышевского в Фейсбуке. Речь там шла о том, что известная правозащитница Людмила Алексеева, которую на прошлой неделе с 90-летием лично поздравил Владимир Путин, обратилась к главе государства с просьбой помиловать экс-сенатора от Башкирии Игоря Изместьева. Тот приговорен к пожизненному заключению будучи осужденным за организацию убийств, поджог и подрыв автомобиля, уклонение от уплаты налогов и попытку дать взятку сотруднику ФСБ. Потомок обозвал пожилую даму «старой каргой» и «старой сволочью».
Довольно быстро Чернышевский одумался и удалил свой эмоциональный пост, но «Медиаликс 64» уже набрал комментариев у различных медийных персон. В частности, кандидат в губернаторы Саратовской области Ольга Алимова сказала:
«Чернышевский называет себя политологом, но, судя по всему, напрасно. Ни один уважающий себя политолог не будет оскорблять человека, к которому приезжал президент. Да, и напомню историю, когда Вячеслав Володин чуть ли не лично отвозил Алексееву домой на своем служебном автомобиле, будучи заместителем главы администрации президента. То есть Чернышевскому плевать на тот уровень уважения, какой продемонстрировали чиновники самого высокого уровня! Хороший политолог! Опытный…»
Общественница Светлана Мартынова высказалась не менее резко:
«Я считаю, что оценку высказыванию саратовского общественника и победителя праймериз «Единой России» Дмитрия Чернышевского, в котором он оскорбил российскую правозащитницу Людмилу Алексееву, должно дать общество. Его поведение находится, мне кажется, за гранями нормы морали и этики. Для меня его поступок просто не совместим с понятием мужского поступка, даже не важно, представитель общественности он или нет.
Я лично знаю Людмилу Алексееву. Она очень добрая и честная женщина, помогающая многим людям в нашей стране, и великолепная правозащитница, которая очень уважает спикера Государственной думы Вячеслава Володина. Она очень тепло о нем отзывалась и, как известно из средств массовой информации, именно Людмила Алексеева, будучи на встрече с президентом России Владимиром Путиным и Вячеславом Володиным, рекомендовала от общественности Эллу Памфилову на должность уполномоченного по правам человека в РФ».
Тут вопрос, конечно, дискуссионный: стоит ли так уж внимательно изучать чужие персональные страницы в социальных сетях? С другой стороны – почему бы и нет? Публичный человек обязан помнить, что всегда находится под пристальным вниманием общественности. Особенно если сам общественник.
Сам Чернышевский виноватым себя не считает. Пост удалил, но извинения не принес. Наоборот – подлил масла в огонь, разместив следующее пояснение:
«С возмущением узнал, что правозащитница Алексеева обратилась к президенту, пришедшему поздравить её с днем рождения, с просьбой помиловать Изместьева. У нас много людей, осужденных за малые правонарушения и сидящих в тюрьме. Милосердие для них - часто последняя надежда. Если бы правозащитница попросила за многодетную мать или инвалида, отбывающего срок - это было бы по совести и вызвало только уважение. Но она заступилась за бывшего сенатора, признанного виновным в организации двух терактов, четырнадцати убийств и пяти покушениях на убийства. Считаю это ужасным. Вгорячах написал ругательный коммент. Но даже когда считаешь себя правым - ругаться неправильно и нельзя. Поэтому, остыв, сам же и удалил коммент, провисевший менее часа. Насколько этично тиражировать удаленный автором комментарий - оставляю на совести тех, кто это делает. Но полагаю, что в милосердии прежде всего нуждаются простые люди, а никак не сенатор-душегуб, который, выйдя на свободу, заживет обеспеченной и беззаботной жизнью. И на том готов стоять до конца». (Орфография и пунктуация сохранена – авт.)
Кстати, было бы интересно узнать, почему Алексеева попросила Путина за Изместьева. Явно ведь знает больше, чем мы.
Френды Чернышевского разделяют его позицию. Мол, удалил пост, значит, признал ошибку, молодец. Но «старая карга» и «старая сволочь»… Вообще за такое перчаткой по носу бьют и вызывают на дуэль.
К тому же если человек разобьет кирпичом окно в школе, а потом придет и заменит его, он же не перестанет быть тем, кто кидается кирпичами.
… Вряд ли среди наших читателей найдутся такие, кто не знают Людмилу Алексееву. История ее жизни достойна пера талантливого писателя.
В 16 лет просилась на фронт. Её же направили на строительство станции метро «Сталинская» (ныне «Семёновская»). Людмила таскала вагонетки с породой из туннеля. Работа была изнурительная, но девушка воспринимала её как требование времени.
В партию вступать отказалась, поскольку насмотрелась на карьеристов, использовавших партийный билет для продвижения наверх. Оказывала правовую и организационную помощь политическим заключенным в СССР, ездила в лагеря и ссылки.
Под угрозой ареста была вынуждена эмигрировать в США. В 1993 году вернулась в Россию. В мае 1996 года Алексеева была избрана председателем Московской Хельсинкской группы. В 1998-2004 годах — президент Международной Хельсинкской федерации. С 2002 года являлась членом Комиссии по правам человека при президенте России…
Людмиле Алексеевой разве что можно попенять на ее немного наивный прогноз. 10 лет назад, в день своего 80-летнего юбилея, она сказала, что Россия станет демократической страной до наступления 2017 года:
«Через 10-15 лет Россия станет демократической страной и правовым государством. Кто бы ни сидел в Кремле, люди не позволят обращаться с собой как с быдлом. В странах с развитой демократией в правительствах тоже сидят не ангелы, но они просто не смеют так себя вести — им этого не позволяют. Я верю, что мы тоже сумеем обуздать нашу бюрократию…»
Увы, не обуздали до сих пор.
Масштаб личностей, конечно, не сопоставим. Уверен, до Алексеевой даже не дошли круги от брошенного в нее камня. Да и не такие булыжники в нее бросали. Но чувство от совершенной гадости все равно не проходит. Что делать?
Константин СЕРОВ