Говорят, что хорошо там, где нас нет. Конечно, в любом российском регионе существуют свои проблемы. И можно найти себе на одно место «приключений» даже в богатой и благополучной Швейцарии. Что уж тут говорить о России. И все-таки, проведя в Ростовской области два с лишним месяца – с 16 июля по 21 сентября, и лишь чуть-чуть соприкоснувшись с реальной жизнью на Дону, с грустью приходится констатировать: как далеки родной Саратов и губерния от тех лозунгов, которые у нас провозглашают в регионе. И уж совсем саратовская действительность не похожа на ростовскую.
Нашедшие деньги
После нашумевшего ареста главы российского минэкономразвития за взятку, главной темой в СМИ, скорее всего, будет коррупция. Не считая победы Дональда Трампа на президентских выборах в США.
В Саратовской области мздоимство уже давно стало новостью «номер один» в местных СМИ. Нам всё время кажется, будто мы по казнокрадству впереди планеты всей. И вот-вот по этой части скоро догоним Москву. Но не все так просто…
Удивительно, но факт. В Ростовской области коррупция иногда носит неприкрытый характер. Не в пример Саратовской губернии, где журналисты ищут «следы» того или иного чиновника в документах. К примеру, бывший мэр г. Шахты Сергей Пономаренко, став главой города в 2005 году в третий раз, одновременно с этим являлся учредителем частной фирмы – ООО «Победа-60». МУП «Шахтинский рынок» он, как писали, одним росчерком пера превратил в ООО, а директором новоиспеченной фирмы остался тот же самый человек – ближайший соратник и друг Сергея Анатольевича. Жена мэра г. Шахты и по сей день владеет тысячами квадратных метров недвижимости в этом городе. И так уж получилось, что, по информации СМИ, после строительства ледового дворца и реконструкции стадиона «Шатер», город остался должен Ирине Николаевне более 50 млн. рублей. Стоит напомнить, что г. Шахты по величине равняется г. Энгельсу. И таких случаев в Ростовской области хватает…
Парадокс в том, что при этом промышленность на Дону развивается семимильными шагами. К примеру, в прошлом году Ростовская область заняла первое место в России по темпам промышленного роста – более 154%...
Казалось бы, разгар лета – мертвый сезон. Но вот только несколько событий, которые произошли в первые три недели после моего приезда в Новошахтинск в ростовской экономике.
На строящейся Якутской ГРЭС-2 успешно прошли испытания оборудования, которое производит Таганрогский котлостроительный завод «Красный котельщик». Стало известно о том, что в Новочеркасске приступают к выпуску электровоза «Олимп» с кабинами российского производства. 29 июля была запущена первая очередь завода по производству барьерной плёнки для пищевых продуктов в Аксайском районе. Это единственный подобный завод в России, поэтому его запуск позволит уйти от импорта подобной продукции.
Также в июле прозвучала новость, что в январе-июне 2016 года на Дону построено 13,2 тысячи квартир общей площадью чуть более 1 млн. квадратных метров. Замечу, столько же, сколько строится в нашей губернии за год.
В том же месяце доходы и расходы Ростовского областного бюджета на 2016 год увеличены на 3,6 млрд. рублей. Кто-то скажет: «Ага, наверное, и там власть берет кредиты!». Нет. Просто в областную казну поступили целевые средства в сумме 2,1 млрд. рублей. Но, что самое удивительное, были получены дополнительные налоговые доходы – 1,5 млрд. рублей. Есть чему поучиться у ростовчан!
И 9 миллионов тонн хлеба в придачу…
Вы думаете, что на Дону сыты только производственным сектором экономики? Ничуть! В структуре отгруженных товаров собственного производства, а также выполненных работ и услуг здесь почти треть занимает производство продуктов питания, включая напитки. Столько продукции пищевой переработки, сколько я увидел в Ростовской области, не видел негде.
Что самое интересное, площадь наших областей равная – 100 тыс. кв. км. Но замечу, что на Дону ежегодный урожай хлеба – более 9 млн. тонн. В Саратовской губернии урожай 3-4 млн. тонн уже считается успехом.
Кто-то скажет, мол, разные географические и климатические условия. Ну да, так и есть. Правда, зерновые и на Дону, и в Саратовской области убирают примерно в одно и то же время года. А что касается засушливого Заволжья, то милости просим посетить территорию восточного российского Донбасса. Такие города как Новошахтинск, Шахты, Гуково, Зверево, Красный Сулин. Летом прошлого года из-за обмеления Соколовского водохранилища тысячи людей в Красном Сулине и Новошахтинске периодически оставались без воды. Шахтерские территории – это где летом солнце печет так же нещадно, как в нашем Алгайском районе, где вода ценится почти на весь золота.
В том, что на этой территории и впрямь проблемы с питьевой водой, довелось убедиться на себе. Жители г. Новошахтинска и некоторых других окрестных городов ни в коем случае не пьют воду из-под крана. Лично попробовал: омерзительный вкус. Поэтому бутилированная вода здесь в каждом магазине, продается емкостями от 5 до 18 литров, а бывает и больше. Спасает эти территории Ставропольский край. В основном именно оттуда и поступает питьевая бутилированная вода. Замечу, что стоит она значительно дешевле, чем аналогичная в Саратове: 5 литров продается по цене 30-32 рубля. Если ёмкость тары выше, то вода получается еще дешевле из расчета 1 литра.
Приятно удивили в малых городах Ростовской области и цены на продукты. Они не только не выше саратовских, зачастую даже ниже. К примеру, я пытался понять, каким образом в маленьких мясных магазинчиках Новошахтинска вкуснейшее копченое сало может стоить 120 руб. за 1 килограмм? Ведь выяснилось, что свинина и говядина в этом городе стоит как в Саратове. В одной такой мясной лавке мне рассказали, что продукцию перерабатывают сами фермеры. Не все, конечно, но есть много таких, которые коптят, жарят, варят и поставляют уже переработанное мясо и мясо курицы в подобные торговые точки.
А вот квас оказался явно дороже, чем в Саратове. Маленький стаканчик любимого напитка стоил почти везде 14 рублей, в то время как в нашем городе – 10 рублей. Но в данном случае следует учитывать всё тот же фактор воды.
О партии не думай свысока!
И, конечно, не обошлось без предвыборной кампании. Я увидел лишь маленький «кусочек» этого действа по-ростовски. И скажу вам, эта кампания на Дону была сильно не похожа на то, что происходило в Саратовской области.
Удалось побывать на встрече кандидата в депутаты Госдумы Максима Щаблыкина. Кстати, выборы он выиграл и стал депутатом нижней палаты российского парламента. Удалось побывать на его встречах с населением дважды: в г. Зверево и в слободе Родионово-Несветайская.
Между прочим, Несветайская имеет официальный статус слободы. Это поселок с населением всего 6400 человек является административным центром одноименного района. Один из немногих в стране маленьких населенных пунктов, чьё население не сокращалось, а росло на протяжении 2000-х годов!
Интересно, что словосочетание «Единая Россия» почти не употреблялось во время встреч кандидата с простыми людьми. Во всяком случае никакого славословия в адрес «ЕР» я не слышал. А в Родионово-Несветайской глава местной администрации «задвинул речь» о районных проблемах примерно на 15 минут. И это вместо того, чтобы заниматься пропагандой и агитацией…
Надо заметить, что просто так попасть в Госдуму, баллотируясь в депутаты по округу в шахтерских территориях, очень нелегко. Не стоит думать, будто в Ростовской области тишь и благодать. Как раз этот район региона – проблемный. Подавляющее большинство шахт простаивает.
Ну, а пока я пребывал в Ростовской области, в г. Гуково случилась забастовка шахтеров, которые требовали погасить долги по зарплате. Именно в этом городе по инициативе Максима Щаблыкина ведется строительство единственного на юге России завода «Титан», который будет выпускать автоприцепы для любой сыпучей продукции, начиная от песка и заканчивая пшеницей. По задумке это позволит хоть немного, но снизить социальные проблемы шахтерских территорий. Причем ростовские власти поступили мудро. Гуково стал городом со статусом ТОР – территории особого развития. Иначе говоря, этакая особая экономическая зона со своими льготами, в том числе налоговыми. Именно так с точки зрения экономики подходят зачастую на Дону к решению самых злободневных вопросов. А они имеют место быть, никто не спорит.
Что касается впечатлений от предвыборной кампании в Ростовской области, то непривычно и странно было не слышать знакомые от выборов к выборам фамилии наших «неизменных» кандидатов в депутаты Государственной думы. Но не будем сравнивать, и тем самым невольно обижать саратовских победителей на выборах.
Ростов-папа
В отличие от малых городов Дона его столица – Ростов-на-Дону – не произвела выдающегося впечатления. Хотя областной центр и выглядит богато, здесь есть такие же раздолбанные дороги, с ползущими как черепаха трамваями по кривым рельсам.
Чем может похвастать Саратов, так это тем, что даже иностранец, впервые попавший в центр нашего города, сразу поймет, что находится в исторической его части.
И, разумеется, река Дон (не в обиду ростовчанам!) не идет ни в какое сравнение с Волгой. В равной мере и наша набережная куда краше, чем ростовская.
Но сравнивать по красоте и ландшафту два города очень трудно. В Саратове отлично сохранилась центральная историческая часть города. А вот Ростов во время Великой Отечественной войны подвергся таким разрушениям, что говорить о сохранении исторического архитектурного наследия можно с трудом.
Что сразу бросается в глаза, когда попадаешь в Ростов-на-Дону, так это растительность. Город настолько зеленый, что даже жилищно-коммунальные недостатки можно скрывать под кронами деревьев. И здесь столица Дона дает фору родному Саратову…
Отмечу ростовский железнодорожный вокзал. Мой поезд уходил в Саратов именно отсюда 21 сентября, когда уже стемнело. Внешне вокзал красотой не блещет. Однако попадая внутрь, понимаешь, что это сооружение поистине столичного уровня. И тут уже Саратов, как говорится, «отдыхает». На перронах, выложенных декоративной плиткой, без ухабов, я увидел идеальную чистоту и порядок. А фонари светили так, что забывалось о темном небе. И потому, наверное, свидание с саратовскими перронами и вокзалом произвело удручающее впечатление. Нам еще явно далеко до титула «Город будущего»…
Никто не спорит, Ростов сегодня имеет преимущество перед нашей, пока не состоявшейся столицей Поволжья по части строительства и благоустройства. Южная столица России будет принимать в 2018 году в числе других городов чемпионат мира по футболу. И дело не ограничивается только строительством такого гиганта как стадион «Ростов-Арена». Будут реконструированы и другие спортивные объекты. Для того, чтобы облагородить инфраструктуру, в областном центре вовсю строят транспортные развязки.
К примеру, в 25 км от Ростова-на-Дону находится замечательный город Азов. Здесь будет располагаться тренировочная база одной из команд-участниц Мундиаля. Поэтому между Ростовом и Азовом проложили еще одну дорогу – параллельно старой. Новая трасса в большей мере похожа на зеркало, сделанное из асфальта. Добираться до Азова из Ростова по ней – сплошное удовольствие.
Азовские артефакты и современные факты
Вообще, о ростовских дорогах нужно говорить отдельно. Оно и понятно: федеральная трасса «Дон М4» - это ворота на Кавказ, что-то впечатляющее и страшное одновременно. На подъезде к Ростову с северной стороны, примерно за 20-25 км вы неизменно попадаете в пробку. Да-да, именно в самую настоящую пробку. И хорошо, если не доведется застрять в ней надолго.
Движение по федеральной трассе настолько интенсивное, что всякий раз кажется, будто мы уже у окраины Ростова-на-Дону. Про аварийность и говорить не приходится. Саратовские дороги за городом – это оазис безопасности по сравнению с ростовской трассой…
Однако новая дорога на Азов приятно порадовала. Здесь не было пробок, и меньше, чем за полчаса я домчался до этого маленького исторического города на Дону.
Официально считается, что Азов основан в 1067 году. Город является старейшим в Ростовской области, но реально его история началась более 2 тысяч лет назад, когда здесь возникли первые поселения скифов. Поэтому некоторые историки склонны считать, что Азову чуть ли не 3 тысячи лет. Это как в Саратове в последнее время не умолкают споры по поводу основания нашего города. То ли считать от традиционно сложившейся даты – 1590 год, то ли вести отсчет со времен Золотой Орды, когда был основан Увек. А это еще минус 250-300 лет вглубь истории.
Исторический экскурс вряд ли уместен в рамках столь небольшого рассказа про Азов. Напомню лишь, что в XVII-XVIII веках донские и запорожские казаки именно здесь противостояли турецким войскам. Любой увлекающийся историей найдет немало интересных повествований на эту тему в интернете.
Но история Азова – это даже больше чем история! И дело не только в наличии местного музея-заповедника с уникальными историческими артефактами. Если вы купите здесь земельный участок и захотите возделывать огород, не торопитесь. Тут хозяева – не всевозможные контролирующие органы, а… археологи. Без их «циркуляра» и контроля не стоит копать свой огород. Проблем будет в этом случае много. Ведь город – особая зона. Где всевозможные исторические находки лезут из-под земли буквально на каждом шагу…
Современный Азов – это 81,8 тыс. жителей. То есть даже больше, чем в нашем Балашове. И в отличие от шахтерских территорий – это процветающий край.
Здесь есть морской порт. Город располагается по левому берегу Дона, а до Азовского моря рукой подать. В Азове работают промышленные предприятия, здесь делают «Кока-колу» и знаменитые чипсы «Лейс». В городе развита переработка пищевой продукции. В Саратове, кстати, можно купить халву и козинаки азовского производства – весьма качественные и вкусные.
Люди, которые здесь живут, дорожат каждым клочком своей земли. Разумеется, те, кто имеет земельный участок. Поэтому на городском рынке всегда многолюдно. И здесь всегда изобилие овощей и фруктов.
Тюлька вместо кильки?
И, конечно же, Азов – город рыбный. Тут можно купить пеленгаса (морскую кефаль) вчерашнего улова. Здесь обычной кильке отдают предпочтение в пользу такой маленькой рыбке, как тюлька. А цены на местном рынке просто поражают. В сентябре тут можно было купить помидоры и огурцы по 15 руб. за 1 кг, баклажаны – по 10 рублей. Лично мне удалось насчитать на рынке 5 сортов персиков. Впрочем, цена на них была сопоставимой с теми, что продаются на саратовских рынках. Другое дело – ассортимент…
Иногда возникало такое ощущение, будто весь Азов отдан на откуп торговле. Тут, конечно, есть крупные торговые сети, которые присутствуют и в Саратове. Но Азов при этом буквально наводнен всевозможными торговыми точками. К примеру, в соседнем трехэтажном старом жилом доме от того, где я жил, одних только аптек три! Еще более удивительно, что в них разные цены на лекарства!
Азов не просто сытый и ухоженный город. Он выбивается из всего списка городов Ростовской области. Его можно считать по-своему маленьким ростовским курортом. Акации, каштаны, а главное – кавказские сосны, которые здесь растут повсеместно, создают особый колорит и уют.
В центральной части города на тротуарах повсюду плитка. Я не изучал досконально ситуацию в местном ЖКХ. Но даже то, о чем довелось узнать, приятно удивило.
В Азове немало многоквартирных домов, которые прошли капитальный ремонт. Но вот как-то не очень похожи они внешне на наши саратовские жилые дома, которые ремонтировались по аналогичной программе. У нас весь процесс капремонта был посвящен ремонту крыш и установке общедомовых счетчиков. В Азове отремонтированный дом видно, что называется, невооруженным глазом.
Здесь тоже случаются коммунальные аварии – рвутся водоводы. Но трудно азовчанам представить себе нечто подобное, что в конце сентября произошло в нашем г. Марксе. Напомним, что там случилась авария городского коллектора. И жители Маркса больше месяца наливали из-под крана воду мутного желтого цвета…
Уезжая из Азова в Ростов, и далее в Саратов, я прекрасно понимал своих коллег, которые в разное время волей судьбы перебрались на Дон. Кто-то в Азов, кто-то в Новошахтинск и Ростов. И понимал, почему у них не возникает желания возвращаться назад, в родной Саратов. Это и проблемы с рынком СМИ, в отличие от Ростовской области, и хилое экономическое положение нашей губернии. И просто некомфортное проживание в городе, где ты родился и вырос. Вот и получается на поверку, что все-таки бывает так, что хорошо там, где нас нет. Даже там, где есть свои проблемы. Просто иные решают их, а другие лишь констатируют.
Сергей ЩЕРБАКОВ, фото автора