Дом со съехавшей крышей

- Вот это наша лестница на второй этаж, - гостеприимно открыла дверь моя собеседница. Перед глазами явилась конструкция, словно взятая из Королевства Кривых зеркал. Если без лирики и вкратце – сикось-накось. Забегая вперед, скажем, что приехавшая в дом по улице Рабочей комиссия из администрации подняться по ней отказалась. Я поднялась. И впечатления от детской сказки только усилились. Только на этот раз из другой серии: «чем дальше, тем страшнее».

Жительница дома по улице Рабочей, 5, литера «В» Светлана Кирюшкина честно признается, что с домом у них беда. И это мягко сказано. Жилье это было признано аварийным еще в 1999 году. Согласно постановлению регионального правительства в 2000 году выселили людей из цокольных помещений. На прощание всем раздали обещания, что остальных расселят чуть позже.

18 октября 2012 года останется не только в памяти жильцов. Некоторым об этом дне напоминают оставшиеся на теле шрамы. Тогда в доме взорвались две газовые печки на первом и втором этажах. Рвануло так, что несколько человек после лечили ожоги в больнице. Что касается самого здания, то в комнате у Светланы Александровны перекосились окна и дверь.

- Дверь теперь больше, чем на 20 сантиметров не открывается, - рассказывает Кирюшкина. – Я же дама не сильно миниатюрная, попасть внутрь и наружу для меня большая проблема. Буквально протискиваюсь между косяком и дверью.

Жить под страхом неминуемой катастрофы удовольствие сомнительное. Жильцы собрали все необходимые документы, и межведомственная комиссия снова признала дом аварийным. На этом тишина. Куда только ни обращались приговоренные к своему жилью, вплоть до президента, число проблем только увеличивалось. Время и деньги ушли на попытки оформить землю, но они так ни к чему и не привели. Хотя был один результат. Без соответствующей экспертизы признали, что дом не является памятником культурного наследия. Отменив реконструкцию, его разрешили снести до 1 сентября 2017 года. Но воз, то есть, дом, как говорится, и ныне там.

А теперь про следующее испытание. Снова октябрь, на этот раз 2015 года. В одной из маленьких пристроек по адресу Рабочая, 7 (уже никто не скажет, под какой литерой) жила молодая семья. В один момент они решили переехать и продали жилье соседу. Тот взял разрешение на перестройку кухни и начал действовать. Но что там кухня – он замахнулся застроить все 120 метров участка! Жильцы с ужасом наблюдали, как рядом с ними вырыли трехметровый котлован. От такой наглости старинный особняк, основательно потрещав, буквально съехал. Стеной в цоколь. Прокуратура дала предписание о немедленном прекращении строительства. Но постепенно здесь все-таки вырос трехэтажный коттедж.

А в тот день на вызов прибыли все, кому положено, включая МЧС и полицию. Жильцам озвучили решение об их отселении в течение четырех часов. В никуда. С вещами люди выехали прямо на улицу. Потоптавшись положенное время и дождавшись снятия оцепления, жильцы были вынуждены вернуться. Идти-то некуда. К этому времени здание уже отключили от воды, света и газа. Поскольку дом уже не смогли включить в программу расселения, пообещали сделать это в следующем году. Коммуникации постепенно подключили…

Кстати, после обращения к депутату, деньги на ремонт печи выделили управляющей компании. Но тут ее признали банкротом, и средства канули в неизвестность. К слову, до сих пор дом не берет к себе ни одна УК. Не хочет никто с ним связываться.

- А теперь, согласно новому постановлению, мы обязаны еще и коммуналку полностью платить, - продолжает Светлана Александровна. – Платим по нормативу. Ставить счетчики смысла нет, все может рухнуть в любой момент. Да и вода у нас, как «минус 15» на улице, сразу замерзает. Я в своей квартире не живу, боюсь, снимаю неподалеку. Но платить приходится. Приезжала к нам комиссия из администрации, поохали, поахали и все. У нас дом деревянный, обложен кирпичом. Стоит на каркасе, на огромных бревнах. По ним пальцем проводишь, след остается. Сгнили уже. Роль фундамента выполняет наш цокольный этаж. Было дело, отдала его администрация какому-то ИП, а там все несущие стены снесли. И снова дом начал трещать. Мне иногда кажется, что вот проедет по Рабочей какой-нибудь трактор или грузовик, и дом от тряски развалится. Сложится как карточный.

Раньше в этом особняке жила родня Столыпина. Здесь был шикарный вишневый сад. Сорта привозили аж с самого Крыма. До 90-х здесь находился фонтан в виде чаши, беседка. Но дом, переживший революцию и Великую Отечественную, был разрушен уже в наши дни.

Теперь живущий на первом этаже сосед дядя Гена собирает деревяшки, которые использует как подпорки для пола, чтобы невзначай не провалиться в цоколь. Несколько раз он пытался ремонтировать стены, но они упорно стремятся вниз.

- До 80 процентов ветхости, но нас никто не расселяет, - вздыхает Светлана Александровна. – Ни реконструкции не проводят, ничего. Нам до сих пор непонятно, что будет дальше. Но жить здесь очень страшно.

Ольга ЛЕТУВЕТ, фото автора