10:12 08 сентября 2020 ID (15002)
Спикер Госдумы Вячеслав Володин анонсировал начало работ по организации линии скоростного трамвая в Саратове. Рельсы начнут укладывать уже следующей весной. Комментирует блогер и эксперт по проблемам общественного транспорта Денис Жабкин:
- Как оказалось, предложение Володина – не убирать пути из Мирного переулка, а модернизировать их и систему трамвайного сообщения в транспортной инфраструктуре города, конечно, капитально вложившись в это – полностью совпадает с мнением, озвученным в мэрии мною и коллегами из групп «УрбанПатруль» и «Трамваи и троллейбусы Саратова». Правда, очевидно, что как минимум до конца года об этом и мечтать не придется – нужно ведь составлять проект, проводить тендер и так далее.
Положение с движением транспорта в Саратове год от года становится все хуже, и это при том, что важнейшая задача современной транспортной политики в городах – максимизировать использование общественного транспорта, чтобы разгрузить дороги от автомобилей и, соответственно, пробок. Общественный транспорт и его движение должно быть продумано так, чтобы пользоваться им было удобнее, быстрее и выгоднее, нежели личным. То есть его конкурентоспособность должна быть выше, и обеспечить это – задача именно городских властей. Пока же, по сравнению с соседними городами, например, с Самарой, Саратов заметно отстает: у нас не так давно стало возможна оплата картами в транспорте, стали вывешивать и соблюдать расписание дежурного движения по ночам и так далее.
У нас в Саратове еще в советские времена была заложена в целом неплохая система, особенно применительно к трамвайному движению. Маршруты №№ 3, 9, 10, 11 на 90% проходят по выделенным линиям и «тормозят», по сути, только в местах пересечения с другими транспортными потоками. Так что мы и без планирования новых маршрутов можем добиться заметной оптимизации. И скоростной трамвай, о котором у нас столько говорят – это, по сути, модернизированный маршрут №3: надо только построить новую подстанцию, современные посадочные платформы, проложить рельсовое полотно и модернизировать подвижной состав. Впрочем, ходить по новому полотну смогут и уже функционирующие вагоны. Мы получим своего рода метро – такое же скоростное и эффективное, но куда более дешевое. По этому пути, кстати, пошли во многих городах Европы, сделав свой выбор при модернизации транспортных систем в пользу ЛРТ – легкого рельсового транспорта.
В общем, скоростной трамвай может и должен стать отличным решением. К слову, наш 3-й маршрут уже был весьма скоростным для своего времени – 70-х годов: благодаря инновационному обустройству путей от кольца до кольца трамвай доезжал меньше чем за полчаса. Это время сегодня можно сократить еще больше – нужно только вложиться, имея в виду приоритет общественного транспорта над личным. Насколько я помню, на этот проект пока что выделено около 350 миллионов рублей. Насколько эффективно они будут потрачены – покажет время, но перспективы у Саратова есть. А совсем убирать трамваи из транспортной системы города недопустимо – это уже доказал печальный опыт, например, Воронежа.
Приоритетное развитие городского электротранспорта заложено в Генплане Саратова и в Программе комплексного развития транспортной инфраструктуры. Другое дело, что тут может вмешаться так называемое автобусное лобби, представленное, в основном, частными перевозчиками. Но в транспортной политике необходимо, по-моему, смотреть намного дальше собственного носа, не гнаться за очевидными решениями и сиюминутной выгодой. Нельзя, например, просто расширять дорогу, как это предлагается сделать на Астраханской (за счет сквера, кстати): расширение дороги приведет только к увеличению транспортного потока и пробок, особенно в «бутылочных горлышках». Такое, например, с большой долей вероятности может появиться на «стрелке». В общем, транспортное планирование и строительство – это не только деньги, но и искусство, причем второе – в куда большей степени. Зато город от свободы на улицах, очистившегося воздуха и возросшей инвестиционной привлекательности только выиграет, и из него будет меньше уезжать молодежь.