Находясь в других городах, невольно сравниваешь каждый из них со своим родным. Так получилось, что вот уже второй год подряд мне довелось отдыхать в одном из санаториев Кисловодска. И, конечно, гуляя по его улицам, вспоминаются улицы саратовские.
Чего-то не хватает
Кисловодск – довольно небольшой городок даже по сравнению с Саратовом, который мы тоже привыкли считать, мягко говоря, не столицей (даже Поволжья). Живет здесь около 130 тысяч человек (правда, к этой цифре нужно прибавить бесконечный поток отдыхающих – только в самом Кисловодске находится более сорока санаториев! Быть может, поэтому он и выглядит таким аккуратным – как известно, в двухкомнатном домишке прибраться гораздо проще, чем в пятиэтажном особняке.
Начну, пожалуй, с того, о чем все спрашивают в первую очередь любого, кто поехал в другой регион или страну – то есть о дорогах. В принципе, на дороги действительно обращаешь внимание едва ли не в первую очередь (если не брать в расчет особенности природы, конечно же). Когда я, к примеру, ехал на такси с вокзала, первые пару минут было ощущение, что чего-то не хватает. Потом понял: машину (и пассажиров заодно) не подбрасывает каждые пять секунд на полметра! Машина просто спокойно едет – и все.
Впрочем, сами кисловодские водители на дороги все же жалуются. И действительно: время от времени попадаются участки, которые заставляют вспомнить родную Саратовскую область. Однако таких участков, во-первых, не сказать чтобы очень много, и во-вторых, расположены они преимущественно во дворах, маленьких тупичках и тому подобных местах.
А самое главное – проблема с дорогами решается. Во всяком случае, мне так показалось. Когда я был здесь в сентябре прошлого года, на одной из небольших тихих улочек (напоминающих нашу улицу Пушкина, например, или Соляную) на протяжении примерно трети квартала дорога была разбита напрочь (не как у нас на Огородной, конечно, но автомобилисты старались объезжать этот участок стороной). Тогда я предположил, что это каким-то образом связано с близлежащей стройкой (судя по всему, заброшенной). Приехав в город в этом году, я не поверил своим глазам: на этом участке красуется ровнехонький новенький гладкий асфальт. Не заплатками в половину квадратного метра каждую дыру залатали, а уложили новый асфальт на весь участок. Честно сказать, непривычно. Хотя и «заплаточный ремонт» тоже встречается: буквально на днях залатали яму, на которую ругались все проезжающие водители.
Власть и окурки
Некоторые местные жители связывают позитивные изменения с недавней сменой городской администрации: в декабре 2015 года главой города стал Александр Курбатов. Я ровным счетом ничего не знаю об этом человеке и не могу сказать о нем ничего хорошего или плохого, однако всем известен закон «новой власти»: когда начальственную должность занимает новый человек, он стремится показать, что при нем жизнь будет совсем иной, нежели при предыдущей власти. (Собственно, поэтому позитивные перемены мы можем наблюдать в первые полгода-год правления нового мэра или губернатора почти всегда. Я даже одно время в шутку говорил знакомым, что нужно ограничивать срок полномочий мэра и губернатора одним годом – глядишь, жизнь в городе и регионе постоянно бы улучшалась).
И в этом стремлении, конечно, не обходится без казусов. К примеру, в санаториях, как в лечебных учреждениях, курить запрещено. Поэтому в прошлом году в том санатории, в котором отдыхал я, оборудовали специальную «курилку» (разумеется, за забором, на улице), которая представляла собой большую пластиковую бутыль, прикрепленную к дереву в качестве пепельницы (за неимением, как мне сказали, материальной возможности установить урну). В этом году ее убрали, и пепельницей стала земля. Оказалось, что какие-то проверяющие от администрации решили, что это неэстетично. Видимо, гора окурков на газоне намного эстетичней.
Общероссийская беда
А вот что касается серьезных недостатков… Скорее, подобные замечания можно отнести ко многим российским городам (если не ко всем). Например, не очень хорошо обстоит дело с приспособленност
Чему бы нам следовало поучиться у кисловодчан – так это, пожалуй, умению выжимать максимум (в хорошем смысле) из имеющихся возможностей. Все изначальные особенности природного ландшафта превращены в достопримечатель
Свой «Арбат»
В такой уютный и зеленый городок, конечно, хочется возвращаться. И, уезжая отсюда, я снова думаю о том, как же сделать так, чтобы и в Саратов хотелось возвращаться всем, кто побывал у нас хоть однажды. И не только из-за личных ностальгических моментов (когда тянет туда, где с тобой случалось что-то важное для тебя), но и просто потому, что в городе зелено и уютно.
А ведь для этого совсем не обязательны какие-то гигантские перемены. К примеру, в Кисловодске, как и у нас, и во многих других городах, есть свой «Арбат» - Курортный бульвар. На нем, так же, как и у нас гуляют люди, ездит паровозик с детьми, продают прохладительные напитки и мороженое, сувениры и книги. Но здесь нет уродливых рекламных щитов посреди дороги, за которыми не разглядеть саму улицу, лавочек достаточно, чтобы разместиться смогли все желающие. Мороженое и газировку можно приобрести прямо на тротуаре, сделав пару шагов в сторону (а не найдя с трудом единственную на пару кварталов работающую торговую точку, к которой стоит очередь), а вот чтобы купить книги и сувенирную продукцию, наоборот, нужно зайти в специальный закоулок (который тоже, впрочем, легко обнаруживается в двух шагах, просто ассортимент столь велик, что гораздо разумнее сделать для него отдельную площадку). И странное дело – уличные торговцы как-то так расположены, что не мешают пешеходам! А вместо уже упомянутых рекламных стендов здесь в середине тротуара обустроены больше клумбы. Намного приятнее и красивее смотрится, я вас уверяю. Даже подумалось: неудивительно, если вдруг окажется, что доход, который получает городской бюджет от туристов, привлеченных таким ухоженным состоянием города, во много раз больше дохода саратовского бюджета от пресловутой рекламы на главной пешеходной улице…
Катитесь вы в Кисловодск!
При этом в центре города много исторических зданий, благодаря чему сохраняется свой, оригинальный колорит, а вот чтобы на каждом квартале строилось по несколько огромных торговых центров, я не заметил. Есть большие магазины и торговые центры, но их немного и расположены они в удобных местах – и подъехать можно нормально (есть место для парковки), и сами здания не выбиваются из общего архитектурного ряда и не портят облик улицы и города. И не слышал, чтобы кто-то из жителей негодовал по поводу недостаточного количества ТЦ.
Да и патриотичных лозунгов нигде не видно (за исключением предвыборных стендов, но это уж неизбежное зло). Да что там – я не нашел даже стелы «Я люблю Кисловодск!». А между тем Кисловодск любят многие. Как это так получается? Загадка.
Может быть, именно из-за такой умиротворяющей атмосферы здесь, по ощущениям, гораздо меньше агрессии, нежели у нас. Во всяком случае, гуляя вечерами по Кисловодску, я ни разу не наткнулся на пьяную компанию, члены которой общаются между собой на громкости рок-концерта или же пристают к прохожим. Впрочем, к прохожим могут пристать другие люди – цыгане-попрошайк
В общем, очень хочется тех городских деятелей, которые иногда любят поговорить о степени туристической привлекательност
Дмитрий МАРКИН