Чего не может Михаил Исаев

Вот напиши сейчас, что ничего не может, и читатель тут же бросит читать. Потому что наш читатель хитер и проницателен. Но мы не станем отказывать саратовскому градоначальнику в некоторых несомненных удачах. На недавних встречах с журналистами и блогерами он смотрелся нарядно, был тих и добр. Многие даже поверили, что Михаил действительно хочет что-то изменить в Саратове к лучшему. Хочет, конечно. Но не в состоянии.

Очень трудно руководить Саратовом в условиях современного колониального строя. Москва обдирает провинции, а затем раздает подачки тем губернаторам и мэрам, кто особенно хорошо изображает собачку, выпрашивающую мосолик. Ну знаете – на задних лапках прыгает, поскуливает, хвостиком одновременно виляет. Кто лучше хвостом виляет, тот и получает.

Сказать очевидное – поменяйте, сволочи, Бюджетный кодекс в пользу регионов! – никто не рискует. Вышибут сразу. Еще и гадость какую-нибудь вслед скажут. Мол, с деньгами каждый дурак сможет, ты без денег попробуй.

Покойный Олег Грищенко свято верил, что ему удастся изменить соотношение при распределении средств в сторону муниципалитетов. Но избрался в Госдуму и смело заговорил о проблемах дачников. А все потому, что понимают люди: на том и зиждется нынешняя федеральная власть. Не будет финансовой удавки, кто ж им будет преданно смотреть в рот? А именно этого – заглядывания в рот в самых подобострастных позах – и хочется сильным мира сего. Ну когда домик с уточкой уже сдан в эксплуатацию.

Собственно потому и считается должность мэра в Саратове расстрельной. Идти сюда с мыслями сделать жизнь горожан лучше – утопия. В условиях существующего и не меняющегося годами финансирования (посмотрите на бюджет Саратова последних десяти лет) рассуждать об этом с серьезным лицом – то же, что втирать саратовцам о скором строительстве горнолыжной трассы на месте Маханного оврага (Сараев) или Нью-Сочи на Зеленом острове (Радаев). Хотя партийные сочлены, конечно, поддержат.

В отсутствие реальных дел прямая обязанность саратовского градоначальника –участвовать в представлениях, которые даются регулярно и с большим успехом. Ну как он на днях выдал! Даже не рассмеялся. Дескать, скоро в Саратов должна прийти новая техника, которой так не хватало столице региона. 

- В Саратове на протяжении многих лет ощущается острая нехватка уборочной техники. Особенно это заметно сейчас, в период снегопадов, - сказал Исаев. И пояснил. Обратился, мол, к спикеру Госдумы Вячеславу Володину, и тот обещал помочь. Дескать, нужно немного потерпеть, и «на улицы нашего города дополнительно выйдет несколько десятков коммунальных машин».

А в ноябре Исаев не знал, что в Саратове не хватает уборочной техники? Да для этого и мэром становиться не обязательно. Достаточно одну зиму прожить в областном центре, попрыгать по сугробам. Но в ноябре передача техники муниципальной власти не была бы замечена избирателями! Когда снега нет, и техника вроде ни к чему. Дорога ложка к обеду.

И хорошо – придут эти «несколько десятков». Спасет это Саратов? Кажется, нет. Ибо вот свежая информация от председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Геннадия Свиридова. Недостаток снеуборочной техники велик: «Покрывается не более 20 процентов от нормативной потребности, постоянно задействуется до 179 единиц. МБУ работают в круглосуточном режиме, без выходных».

Если 179 единиц техники – одна пятая часть, значит, Саратову нужно еще четыре раза по стольку! То есть 716 единиц! А придет несколько десятков! 

Великий прыгун в высоту Сергей Бубка именно так и устанавливал свои мировые рекорды. За каждый прибавленный сантиметр на соревнованиях платили. Хотя комментаторы надрывались – Бубка способен прыгнуть гораздо выше! Ну в лучшие годы действительно мог. Но не прыгал. Куда было торопиться? Сиганул бы сразу на 20 сантиметров, и попробуй потом превысить собственное же достижение. Дай Саратову столько техники, сколько ему действительно необходимо, и не поедет больше мэр города в столицу собачку изображать. По этому поводу.

Губернатор Валерий Радаев на днях раскритиковал предпринимаемые в городах области меры по уборке снега и наледи. Дал поручение «переформатировать подходы, выстроить четкое взаимодействие всех профильных структур». Да как ни выстраивай, что ты сделаешь, если техники – 20 процентов от потребности?! И Радаев, что ли, этого не знает? Знает, но шоу должно продолжаться. Каждый обязан сказать свою реплику. Зря разве сценарист старался.

Кстати, надо еще посмотреть, что за новую (?) технику пригонят, и не исчезнет ли она, как снегоплавильные установки стоимостью по 20 миллионов каждая. Приобретали в начале 10-х. Куда подевались, в администрации не знают.

И так за что ни возьмись. Своими силами не справляются, а деньги приходится выбивать с боем и по одному сантиметру, преданно заглядывая в глаза распорядителям мосоликов.

Ритуальная передача «Саратовводоканала» в концессию – это просто пиар-ход, без какого-либо реального и приятного для горожан продолжения. Ну пока так. Впрочем, если это кого-то порадует – тарифы на воду уже повысились.

Ремонт дорог – к выборам. Потому и выборы осенью, поскольку уложенный асфальт весной утекает с талыми водами. И так по кругу. И так без конца до конца. 

То есть вот то, как мы живем, – обязательное условие существование действующей власти. Начни у нас чинить дороги и убирать снег, как это нужно делать и тратя на это действительно необходимое количество средств, которые мы, к слову, зарабатываем, и у них там все обрушится! Ни домиков для уточки не станет, ни полицейских с квартирами денег, ни победных бомбежек в Сирии. То, чтоб мы зажили по-человечески, как того заслуживаем, просто не входит в их планы. Хорошо живущие люди – не самая благодарная аудитория. Потому что ни о чем не просят.

Вообще этот текст – в защиту Михаила Исаева. В свете всего выше сказанного не требуйте от него невозможного, то есть нормального функционирования городской инфраструктуры. Это не к нему. Мэр Саратова – он чтоб грамоту вручить, руку пожать, в президиуме посидеть за соответствующей табличкой «Глава». Города или администрации – не суть важно.

Удел Исаева – хмурить лицо и ругаться на подчиненных. Откроет памятник, улыбнется на фестивале каравая, выразит озабоченность у раскопанной ямы. А большего от Михаила и его преемников ждать нельзя. Чтоб не расстраиваться.

Константин СЕРОВ